Если в человеке есть талант, то он непременно проявится. И приведёт к славе, известности. Или погубит. Советский актер Пётр Алейников прожил 51 год, из них 30 отдал кинематографу. Зрители обожали его комедийных героев. А глубокая натура артиста жаждала серьёзных ролей.
Пётр Мартынович родом из Белоруссии, где появился на свет в 1914 году в многодетной семье. В деревне Кривели Могилёвской губернии, где они жили, отец занимался сплавом леса. Однажды сорвавшись с брёвен в холодную воду, он получил воспаление лёгких и вскоре умер. Без кормильца остались мать и шестеро детей.
Было решено, что старшая Катя и шестилетний Пётр отправятся попрошайничать, а малыши останутся с матерью. После года скитаний Катерина пришла домой, а Петя стал беспризорником.
Детская биография мальчика пестрит постоянными попаданиями в колонии и побегами оттуда. Во время пребывания в Шкловской школе-интернате он научился у местного киномеханика его ремеслу и увлёкся кино. В тот момент и зародилась у мальчика мечта попасть в актёры.
Для её осуществления он сбежал в Москву, чтобы начать учиться выбранному делу, но на станции был пойман и отправлен в детскую трудовую колонию. Там увлёкся занятиями в драмкружке. В 1928 году его как исправившегося ребёнка перевели в трудовую коммуну, где он создал свой драмкружок. А спустя три года 17-летний юноша с рекомендательным письмом отправился в Питер, чтобы стать студентом Техникума сценических искусств. Ему посчастливилось попасть на курс Сергея Герасимова.
Под руководством Герасимова Пётр Алейников открыл свою фильмографию ещё в студенчестве, дебютировав в эпизоде фильма «Встречный» в 1932 году. В 1933-м режиссёр дал ему ещё одну эпизодическую роль в своей картине «Люблю ли тебя?».
В 1935 году дипломированный актёр получил роль поварёнка Молибоги в приключенческой комедии «Семеро смелых». В картине о семи стойких и отважных друзьях-полярниках их трудности работы в условиях зимовки помогает переносить выдержка и весёлый нрав ее участников, особенно постоянное комическое поведение Петра Молибоги. Эта большая роль Петра Алейникова сразу и надолго сделала его любимцем зрителей. Как говорил Георгий Жжёнов, Пётр как будто играл самого себя, потому что на экране выглядел так же, как в жизни.
Актёры работали в условиях, приближенных к реальности: поднимались на ледники Эльбруса, катались на лыжах и прыгали с парашютом. Они уверяли, что в силу возраста воспринимали всё как приключение. Самому старшему Николаю Боголюбову, сыгравшему Илью Летникова, на момент выхода фильма исполнилось 37 лет. Режиссеру — 30, его жене Тамаре Макаровой, исполнившей роль врача Жени Охрименко, — 29. Самым молодым оказался 22-летний Петр Алейников и его «полярный заяц» Молибога.
В это же время Пётр Алейников переживал своё первое глубокое чувство, зародившееся ещё в студенческие годы: он был тайно влюблён в Тамару Макарову. Но сердце красавицы давно принадлежало другому.
Картина «Комсомольск» в 1938 году стала последней работой актёра с режиссёром Сергеем Герасимовым.
На киностудии «Ленфильм» произошла встреча артиста с монтажницей Валентиной Лебедевой, которая стала его верной спутницей на всю жизнь. После рождения в 1938 году сына Тараса Валентина посвятила себя домашнему хозяйству. В 1943 году, когда семья находилась в эвакуации, у супругов родилась дочь. (В будущем сын стал кинооператором, а дочка Арина пошла по стопам отца и стала актрисой).
Роль Савки в «Трактористах» (1939) режиссёра Ивана Пырьева хоть и не была главной, но являлась значимой в кинокарьере Алейникова. К тому же во время работы над ней он обрёл верных друзей на всю жизнь — Бориса Андреева и Николая Крючкова. Хоть мужчины и различались по характеру и темпераменту, но были искренне привязаны друг к другу. К этому трио зрители потом относились с неизменным обожанием.
Алейников отличался прямолинейностью. Любил говорить вслух, если ему что-то было не по нраву. И если эта черта характера никак не мешала дружескому общению, то взаимодействию с режиссёрами препятствовала однозначно.
В том же 1939-м актёр сыграл главную роль колхозного изобретателя Васи Звягина в музыкальной комедии Николая Садковича «Шуми, городок».
Главную роль Пётр получил в 1939-м и в фильме Леонида Лукова «Большая жизнь». Актёр сыграл шахтёра Ваню Курского, скрывавшего глубокие душевные качества под напускной бравадой. Алейников, со своей искренностью и жизнелюбием, прекрасно воплотил парня своего времени. На съёмочной площадке рядом с ним работали Иван Пельтцер, Марк Бернес и другие известные актёры.
Знаете, откуда у знаменитой бабушки советского кино Татьяны Пельтцер такое необычайное жизнелюбие и чувство юмора? От отца. Именно таким запомнился современникам ИВАН ПЕЛЬТЦЕР (1871-1959). Когда после длительной болезни 62-летний артист получил вторую группу инвалидности и вынужден был уйти из театра, в его жизнь пришло кино.
Образ Вани Курского упрочил всесоюзную славу и популярность артиста.
Но для киноначальства Алейников всё больше становился нежелательной фигурой по причине сложной подчиняемости. При бешеной популярности и любви зрителей он не получал ни наград, ни званий. Он мешками получал письма с благодарностями от поклонников, но годами не имел интересных предложений от режиссёров.
В 1941 актёр снялся в детской сказке «Конёк-Горбунок» в образе Иванушки. Простота и душевность героя идеально воплотились актёром. В картине участвовали супруга Петра и маленький сынишка.
В годы Отечественной войны талант Алейникова засверкал с новой силой. В картине «Небо Москвы» 1944 года ему досталась главная роль. В 1944 за образ Ильина в ленте «Во имя Родины» ему вручили орден «Знак Почёта».
Но комический образ уже прирос к Алейникову. И, когда однажды сбылась его мечта о серьёзном драматическом кинообразе и актёр воплотил на экране Пушкина в биографической ленте «Глинка», зрители в кинозале хохотали. А актёр потом до последнего дня считал эту роль лучшей в своей карьере.
В послевоенные годы карьера артиста постепенно пошла на спад. Настало другое время, появилась потребность в новых героях. А зрители и режиссёры видели его в привычном амплуа Савки из «Трактористов» или Вани Курского из «Большой жизни».
Оказавшись за пределами кинематографа, снимаясь редко и мало, чтобы обеспечивать семью, он стал гастролировать со столичным театром по Союзу. И гасить горе своей невостребованности спиртным.
В 1955 году молодой режиссёр Станислав Ростоцкий пригласил Алейникова в свою первую картину «Земля и люди», взяв с него слово не брать в рот спиртного. Артист слово сдержал.
В 1967 году, уже после ухода артиста, вышла последняя картина с его участием — историческая киноповесть Булата Мансурова «Утоление жажды», где он сыграл главную роль старого заправщика Марютина. В своём последнем фильме — о строительстве в 50-е годы в Туркмении Каракумского канала — Пётр Мартынович снялся со своими детьми.
Актёр ушёл из жизни 9 июня 1965 года в Москве за месяц до 51-го дня рождения, пережив операцию на ноге и удаление лёгкого.
Прощание проходило в Театре киноактёра. По воспоминаниям очевидцев, Борис Андреев долго лежал на гробе друга и громко рыдал. Именно благодаря его участию артиста похоронили, как он и хотел, на Новодевичьем кладбище. Когда власти отказали родным в исполнении этой мечты покойного, мотивируя тем, что на Новодевичьем хоронят лишь народных артистов, Борис Андреев, надев все ордена и регалии, отправился к тогдашнему хозяину Москвы Промыслову. Между ними состоялся серьёзный разговор.
И это возымело действие. Алейникову дали место на Новодевичьем. А Андреев позже упокоился на Ваганьковском.
А в 1968 году Петр Алейников посмертно стал лауреатом Всесоюзного кинофестиваля в номинации «Первый приз за актёрскую работу».
И пусть актёру не хватило жизни для создания глубоких драматических образов в кино, его озорные и весёлые парни-труженики вселяли оптимизм не одному поколению зрителей. А значит, в этом амплуа он был на своём месте и жизнь прожил не зря.