Ради этого фильма Олег Ефремов был готов сходу соблазнить строгую даму — цензора из Госкино. А режиссера ленты при просмотре в Смольном даже обвинили в эротомании.
Эту картину снял замечательный ленинградский кинорежиссёр Виталий Мельников. Его с полным правом можно было бы назвать «ленфильмовским эльдаром рязановым» (хотя самому Мельникову это сравнение вряд ли бы понравилось — он мастер не менее крупный), ведь почти все снятые им фильмы стали любимыми и популярными. Достаточно назвать такие работы, как «Начальник Чукотки», «Семь невест ефрейтора Збруева», «Здравствуй и прощай», «Ксения, любимая жена Фёдора», «Старший сын», «Женитьба», «Отпуск в сентябре», «Уникум», «Выйти замуж за капитана» и «Царская охота». Просто удивительно, что режиссёр, который создал такой набор хитов, в народе был практически неизвестен. Виталий Вячеславович не светился в телевизоре, не праздновал дни рождения на сцене Дома кино или в Кремлевском дворце, а поэтому зрители не знали его ни в лицо, ни по фамилии. Увы, не знают и до сих пор. Ещё Мельников открывал для кино актрис, к примеру, Елену Соловей и Наталью Гундареву, а также мастерски ломал устоявшиеся актерские амплуа. «Мама вышла замуж» — характерный пример такого перелома, потому что Олег Ефремов здесь впервые отошёл от привычного образа романтического героя и сыграл почти что пьянчужку.
Два похода замуж от Клепикова
Сценаристом этого фильма выступил Юрий Клепиков. Первая его попытка заявить о себе в кино закончилась громким скандалом. Он написал сценарий для фильма «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж». Картину снял Андрей Михалков-Кончаловский, а заглавную роль в ней сыграла выпускница того же самого факультета журналистики МГУ имени Ломоносова, который окончил и сам Клепиков, Ия Саввина. Их разделяли во время учебы два курса. Но фильм показался руководству Госкино пасквилем на советскую действительность, он был разгромлен на просмотрах и положен на полку на долгие 20 лет. Тогда Клепиков решил снова осветить тему замужества, только если в первом фильме его героиня замуж не вышла, во втором она всё-таки это сделала.
Сценарий картины «Мамы вышла замуж» приняли на «Ленфильме», а снимать её согласился недавно выпустивший замечательную ленту «Начальник Чукотки» режиссёр Виталий Мельников. Руководство киностудии поначалу отнеслось к этой идее настороженно, поскольку Клепиков уже ходил в неблагонадёжных. Но Мельников рассказал, что главную роль простого советского бульдозериста Вити в фильме будет играть художественный руководитель театра «Современник» Олег Ефремов, ведущую женскую роль исполнит веселушка-хохотушка из фильма «Девчата» Люсьена Овчинникова, а в роли её сына Борьки снимется Коля Бурляев, который уже прославился по картине Андрея Тарковского «Иваново детство». После этого всего вопросы к фильму отпали, и Мельникову дали спокойно работать.
Куда ты меня тянешь?
Этот вопрос Олег Ефремов задал режиссёру Виталию Мельникову, который приехал к нему в Москву со сценарием. Ефремов добавил, что является положительным социальным героем, а в ленте ему предлагают сыграть человека довольно сомнительных моральных качеств. Но Мельников парировал, что Витя-бульдозерист как раз и есть социальный герой, только гораздо более приближенный к реальности. И вообще — пора ломать стереотипы. Ефремов ухватился за этот шанс. Ему надоел один и тот же типаж, который он реализовал на экране, ну а людей выпивающих Олегу Николаевичу к тому времени играть вообще не доводилось. К тому же, артисту понравился и сам сценарий. Главную женскую роль хотели предложить Нонне Мордюковой, а потом и Инне Макаровой, но настоящей «химии» между ними и Ефремовым не возникало. А вот с Люсьеной Овчинниковой контакт произошел почти мгновенно — Ефремов был очарован ее скромностью и непосредственностью. И она согласилась сниматься сразу, Овчинникову не часто баловали главными ролями. Именно этот фильм и станет лучшим в её карьере.
По требованию Виталия Мельникова, которому хотелось, чтобы всё выглядело максимально реалистично, художники-постановщики Исаак Каплан и Белла Маневич в павильоне киностудии отстроили практически идентичную натуральной «хрущёвку». Её размеры мало отличались от реальных, киношную квартиру также обставили стандартной мебелью, так что у зрителей создавалась полная иллюзия того, что действие происходит в настоящем доме. Декорацию этого фильма посетила звезда немого кино американка Глория Свенсон, которая приезжала в Ленинград. Она попросила дей ей посмотреть местную киностудию и настоящие съемки. Её сводили на «Ленфильм» — как раз на «Маму». Свенсон немного пообщалась с Мельниковым, но больше всего ей понравился Олег Ефремов, который сразу налил 72-летней заокеанской гостье рюмку водки. Сопровождавшую Глорию внушительную делегацию это очень смутило, но дама была в полном восторге. Правда, ей уже отказывала память, и она в беседе под водочку сказала Ефремову, что кажется встречалась с ним раньше на его вилле в Ницце. Олег Николаевич с этим согласился и добавил, что виллу продал, так как она стала для него слишком тесной.
Украденные подштанники
Ещё во время съёмок некоторые сцены казались редакторам студии «Ленфильм» недостаточно героическими. К примеру, режиссера просили организовать свадьбу Виктора и Зины в красивом Дворце бракосочетаний, но он отказался. Поползли жалобы, и посмотреть все рабочие материалы фильма в Ленинград приехала одна из руководителей редакционной коллегии Госкино — дама по фамилии Токарева. Когда об этом узнал Олег Ефремов, он сразу же пришёл к Мельникову и предложил: «Виталий, хочешь я её соблазню?» Режиссер решил не рисковать. Просмотровый зал на «Ленфильме» в те годы отличался некачественным отоплением, там бывало холодно даже летом. Токарева не раз посещала его, поэтому перед приездом на студию она заранее утеплилась. Но почему-то решила сначала погреть на батарее в кабинете импортные подштанники из ангорской шерсти, которые немедленно стащили. Естественно, что об этом узнали руководители студии, сразу начались поиски. Токареву же больше волновало то, что теперь на неё все будут коситься, поэтому любой взгляд в свою сторону она уже трактовала, как насмешку.
Но вот просмотр начался. Примерно через час дама из Госкино начала ёрзать в кресле от холода, а потом неожиданно заявила, что герой Ефремова «абсолютный кретин». Олег Николаевич немедленно вскочил и заявил ей, что он является руководителем ведущего московского театра и заслуженным человеком. Токарева смутилась и ответила, что имела в виду только его персонажа. В этот момент в зал вошла одна из руководительниц киностудии, которая принесла свёрток с другими тёплыми штанишками и доверительно предложила Токаревой выйти переодеться. Это было большой ошибкой, поскольку громкий шепот услышали все в зале. Токарева обиделась, встала, заявила, что фильм её полностью не устраивает, и покинула просмотр.
Испорченный финал
И всё-таки начальство изменило картину, причём самым неожиданным образом. В оригинале фильм заканчивался тем, что осознавший своё эгоистичное поведение Борька бежал купить маме воды в автомате, а потом возвращался со стаканом газировки в руке через пустую ночную площадь. Однако один из руководителей «Ленфильма» Иосиф Хейфиц почему-то решил, что это отсутствие людей в кадре является «символом отчаяния в пустом и бездушном мире». Он настоял, чтобы финал пересняли, и герой Бурляева нёс стакан через людской поток, создавая оптимистичное настроение. Так что в фильме идущего по ночной площади Борьку действительно окружает веселая бурная толпа молодых людей, которые возвращаются с последнего сеанса в кино.
Мельников устроил просмотр готового фильма в Смольном, где его смотрели партийные руководители города. Один из них сразу же спросил, нельзя ли сделать бульдозериста Витю человеком непьющим. Режиссёр резко засопротивлялся, поскольку именно в этой Витиной слабости и была суть основного конфликта фильма. Затем одна из инструкторов по пропаганде, бывшая передовая учительница, заявила, что в картине на крыше дома женская бригада загорает в раздетом виде, и что режиссер скрытый эротоман. Через несколько дней появилась статья в газете «Ленинградская правда», которая называлась «Диагонали любви на экране». Её автор критиковал еще не вышедший на экраны фильм от имени невесть как посмотревших его зрителей. А в качестве доказательства бездарности ленты приводил цитаты из бесед героев, которые были взяты из головы — в реальности в фильме они ничего такого не говорили.
В итоге «мама» Клепикова всё-таки вышла не только замуж, но и на киноэкраны, однако получила самую низкую третью категорию в прокате. Она отразилась на оплате труда её создателей и на том, что крутили «Маму» в третьеразрядных залах вроде ДК на окраинах городов и в сельской местности. Так что большая часть зрителей познакомилась с лентой через несколько лет, когда её впервые продемонстрировали по центральному телевидению. Успех был таким, что картину потом неоднократно повторяли, и она стала одной из самых любимых мелодрам.