Как прожил жизнь замечательный интеллигентный актёр Альберт Филозов, как выглядели его жёны и дети


Альберт Леонидович был скромным, застенчивым, очень интеллигентным и начитанным человеком с безграничным обаянием и особой энергетикой, свойственной большим артистам. Коллеги называли его «человеком в футляре» за замкнутость и закрытость от окружающих, а сам он величал себя «мрачноватым типом», меланхоличным и молчаливым, но бывали моменты, когда он любил весь мир, загадочно улыбался и сыпал остроумными шутками. Все эти черты характера отличали и созданные Филозовым образы на сцене театров и на экране, которые запоминались зрителям на всю жизнь.

Альберт Филозов

Родился будущий актёр в 1937 году в Свердловске, в семье украинки и эмигранта из Польши, которого репрессировали, когда мальчику было всего полгодика. Он жил вдвоём с мамой, она была вынуждена часто менять работу, через короткое время женщину отовсюду выгоняли как жену «врага народа».

Но некоторые места маминых служб запомнились Альберту на всю жизнь – благодаря её должности бухгалтера оперного театра он в 6 лет попал на «Севильского цирюльника», и хоть ничего не понял в силу возраста, оперу полюбил всей душой. Он и сам начал петь, и оказалось, что у парня хороший голос, и его взяли в хор при местном Дворце пионеров.

А потом родительница трудилась киномехаником, и мальчик пристрастился к кино, особенно нравился ему запах нагретой плёнки – позже Филозов рассказывал, что из всех чувств у него лучше всего развито обоняние, и даже настроение напрямую зависит оттого, приятный запах или нет. С ранних лет он очень много читал, а к учёбе в целом рвения не было, и парень едва дотянул до 8 класса, потом пошёл работать на завод – денег в семье постоянно не было, и помочь матери он считал своим долгом.

«Я в школе больше читал, чем учился. Я был хилым парнем, но меня никто не трогал потому, что я всё время читал на задней парте. Школа у нас была отвратительная, и ничего ненавистнее её в моей жизни не было, книги меня спасали. Я так был рад, когда в восьмом классе перешёл в вечернюю школу и пошёл на завод работать токарем, там хоть были нормальные взрослые люди. В моей же школе ничего не было, кроме курения. И вообще Свердловск тогда был грязным промышленным городом, у меня о нём остались очень плохие воспоминания…» — рассказывал актёр.

кадр из фильма «И это всё о нём»

В переходном возрасте голос у него сломался, петь Альберт больше не мог и записался в драмкружок, проводил там всё свободное время. Когда ему исполнилось 18 лет в Свердловск приехала выездная комиссия Школы-студии МХАТ, искавшая таланты по огромной стране. Филозов набрался смелости и отправился на прослушивание – раньше он и не помышлял об актёрской профессии, считал, что с его бледной, неказистой внешностью и застенчивостью в артистах не место, вон там какие красавцы.

Совершенно неожиданно для всех Альберта приняли, он отправился учиться в Москву и оказался на одном курсе с Вячеславом Невинным, Аллой Покровской, Татьяной Лавровой, Александром Лазаревым и Анатолием Ромашиным. После получения диплома Филозов был принят в театр им. Станиславского, а через год был призван в армию, служил в сапёрном батальоне, командовал военном оркестром в Рязанском училище. После дембеля устроился в театр им. Ермоловой, но отслужил там всего год, вернулся в театр им. Станиславского, где служил до 1990 года, сотрудничал с драматическим театром «Арт-Хаус».

На экране актёр впервые появился в 1960 году, хотя мог бы начать сниматься ещё во время обучения, но испугался отчисления и сбежал буквально со съёмок. Первую главную роль он получил уже в 31 год, сыграл гауптштурмфюрера Отто фон Тальвига в узбекской драме «Сыны отечества». Тогда Филозов удостоился первых зрительских симпатий и внимания режиссёров, но по-настоящему известен стал только в середине 70-х, когда один за другим вышли три фильма, где он сыграл главных героев: «Вид на жительство», «Тихоня» и «Великий укротитель».

С этих пор кинокарьера актёра стремительно пошла вверх, он стал очень востребован режиссёрами, любим зрителями, критики тоже отзывались о работах Филозова в положительном ключе. Примерно тогда же его перестали преследовать и неудачи на театральной сцене, он больше не слышал за своей спиной: «Хотя большого художника из него не выйдет, он может пригодиться на вторых, на третьих ролях».

кадр из фильма «Новые приключения янки при дворе короля Артура»

Наверное, в силу «инаковой» внешности и несвойственному актёрам характеру Альберт был очень органичен и убедителен в образах иностранцев, аристократов, словом, чуждых советскому обществу людей, и постановщики использовали эти его особенности на полную катушку, нередко наделяя его героев «негодяйскими» качествами.

Но было у Филозова и множество положительных ролей, пожалуй, самая любимая зрителями разных возрастов роль папы Ромы в мелодраме «Вам и не снилось..». Здесь актёр продемонстрировал мастерское перевоплощение из отягощённого болезнями подкаблучника во влюблённого юношу, мечтающего вновь завоевать сердце своей первой возлюбленной, и в конце концов превратившегося в мужественного и решительного главу своей семьи.

Сам Альберт Леонидович прожил очень насыщенную личную жизнь, был трижды женат, по собственному признанию не раз влюблялся в красавиц-коллег по съёмочным площадкам. Впервые он женился в ранней молодости, его избранница Лидия не имела отношения к творчеству, работала врачом-анестезиологом, их брак продлился 2 года.

вторая жена Алла Александровна и их сын Андрей

Второй раз Филозов переступил порог ЗАГСа с театроведом Аллой и прожил с ней 20 лет, воспитывая сына Андрея, родившегося в 1968 году. Он считал себя счастливым человеком и хорошим семьянином, но незадолго до 50-летнего юбилея актёр неожиданно для себя влюбился в молодую женщину и понял, что вся предыдущая жизнь не имела смысла.

С администратором киностудии им. Довженко Натальей Тоцкой он познакомился на перроне вокзала, приехав в Киев на съёмки фильма «Новые приключения янки при дворе короля Артура». Девушка должна была встретить его, разместить, ознакомить с графиком съёмок, но опоздала, и когда наконец появилась, Филозов был полон праведного гнева и заявил, что сейчас же уезжает обратно.

К его удивлению Наташа не стала оправдываться, а предложила пройти к кассам и купить билет – позже она рассказывала, каких невероятных усилий стоило ей это спокойствие, Тоцкая была уверена, что московский артист попросту прибьёт её. Альберт Леонидович настолько растерялся от нагловатой самоуверенности администраторши, вместе с тем, его так потряс исходивший от неё запах молодости и свежести, что пригласил её вечером в ресторан – так начался их бурный роман, продолжавшийся 5 лет.

с третьей женой Натальей и дочками

Филозов не решался оставить семью, а у 29-летней Натальи был завидный итальянский жених, которому она, впрочем, вскоре дала от ворот поворот, но это не ускорило процесс – актёр в свойственной ему манере продолжал метаться и сомневаться. Всё расставила по местам беременность Тоцкой – Альберт развёлся с женой и женился на любимой женщине, а потом и обвенчался в церкви.

С тех пор он никогда не говорил в интервью о предыдущих семьях, как будто их и не было, зато мог часами рассказывать о своих девочках – Наталья родила мужу двух очаровательных дочек Анастасию и Анну, которых он буквально боготворил. Конечно, первое время им пришлось туго – Филозов ушёл от второй жены с одним чемоданчиком, первое время молодая семья жила в гримёрке театра, потом знакомые помогли получить комнатку в общежитии, где удобства в конце коридора, но Тоцкая не жаловалась и не упрекала мужа. В конце 90-х ему удалось приобрести небольшую квартиру у метро «Октябрьское поле», где родилась их вторая дочь – к этому времени актёр уже стал дедушкой, сын подарил ему внука.

Девочки росли слабенькими, постоянно болели, и едва расплатившись за квартиру, Филозов стал строить дачу в Жаворонках, чтобы дочки чаще бывали на свежем воздухе. Только к 75 годам он смог заработать на трёхкомнатную квартиру в том же районе и получить наконец отдельное пространство, которое для человека его склада характера жизненно необходимо.

с дочками и Натальей

Немногие знали тогда, что актёр уже несколько лет борется с онкологией, он продолжал сниматься в кино и выходить на сцену театра. Всего Альберт Леонидович снялся более чем в 150 различных фильмах и сериалах, более 60-ти озвучил, сыграл множество замечательных ролей на сценах театров – с 1990 года и практически до последнего дня он служил в «Школе современной пьесы».

Филозов очень любил Крым, особенно Ялту, почти каждый год отдыхал там в санатории «Актёр». Поклонники часто видели его там, гулящим в одиночестве около моря, хоть сам актёр признавался, что ездил туда с семьёй, его девочкам очень нравилось это место и они предпочитали Крым живописной даче в Жаворонках. Последние годы Альберт Леонидович чувствовал себя неважно и постоянно говорил, что мечтал бы увидеть своих дочерей в подвенечных платьях. Но ему это было не суждено..

Состояние Филозова резко ухудшилось 27 марта 2016 года, но свой последний спектакль он отыграл, а потом попросил хорошую знакомую и директора театра «Школа современной пьесы» Анну Гроголь подвезти его в больницу, где он обычно проходил лечение. К сожалению, помочь ему уже было невозможно, врачи лишь немного облегчили состояние актёра.

Гроголь поделилась с сыном Альберта Леонидовича своими соображениями по поводу его жены Натальи: она, мол, в крайне подавленном состоянии и вряд ли сможет ухаживать за больным мужем. Тогда Андрей забрал отца из больницы к себе домой, вот как рассказала об этом коллега Филозова по театру и старая приятельница Елена Санаева:

«Она же истерила: «Как, куда я его возьму, что я с ним буду делать?» В итоге умирать Альберт Леонидович поехал к сыну от второго брака, несмотря на то, что они мало общались после того, как Филозов ушёл из семьи. До последнего часа Альберт работал, диктовал Андрею свои мемуары, а тот записывал. Дочери приходили навестить отца, и в итоге дети подружились, поддерживают отношения и после его ухода. Все имущество покойного – трехкомнатная квартира и дача досталось его третьей семье».

Альберт Филозов

Альберт Филозов ушёл из жизни в возрасте 78 лет 11 апреля 2016 года, был похоронен на Ваганьковском кладбище. Вдова актёра отказывалась ставить памятник на его могиле, несмотря на то, что театр на свои средства хотел подготовить и возвести монумент. Долгое время на месте захоронения возвышался только крест, но недавно появилась скромная гранитная доска с портретом актёра.

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓

Как прожил жизнь замечательный интеллигентный актёр Альберт Филозов, как выглядели его жёны и дети