Никита Подгорный был ярким, гениальным артистом и душой любой компании и коллектива – в Малом театре, где он прослужил почти 30 лет, до конца своей жизни, до сих пор вспоминают его шутки и розыгрыши. А театралам, кино- и телезрителям он оставил в наследство свои мастерски сыгранные незабываемые роли, поклонники до сих пор пересматривают полюбившиеся фильмы и телеспектакли с участием этого великого актёра, любуются его неповторимой игрой, слушают чарующий голос, смакуют каждый образ.
Он родился в московской творческой семье, его отец Владимир Афанасьевич, Заслуженный артист РСФСР служил в Малом театре, а дядя, папин брат, Николай Афанасьевич, русский актёр и педагог, Заслуженный деятель искусств, сподвижник Станиславского, заведовал труппой в Художественном театре. Никита стал продолжателем артистической династии Подгорных, его детство прошло за кулисами Малого театра, где служила и мама научным сотрудником театрального музея.
В их доме часто бывали известные актёры, режиссёры и писатели, Никита дружил с их детьми и внуками, после окончания школы поступил в Щепкинское училище, а окончив его вошёл в труппу театра, давно ставшего ему родным. Начинающего актёра сразу ввели на значимые роли в спектакли, и очень скоро он доказал, что в нём не ошиблись, что он достойный продолжатель семейной династии.
Театр был для Подгорного всем, он легко отказывался от интересных предложений кинорежиссёров, если в новом спектакле ему давали роль, мастерски придумывал и создавал каждый образ, оттачивал малейший нюанс облика и характера своего героя.
И всё-таки именно кинематограф принёс Подгорному широкую известность и любовь миллионов зрителей, благодаря кино и телевидению его узнала и полюбила вся огромная страна, этого замечательного актёра поклонники помнят и благодарят за талант и мастерство до сих пор.
Особенно отмечают его работы в следующих картинах: Ганя Иволгин в «Идиоте» — первая и такая сильная роль, Моцарт в фильме-спектакле «Моцарт и Сальери», мичман Ведерников в военном фильме «Мичман Панин», лейтенант Шмидт в одноимённом фильме-спектакле, Анатолий Лебедянский в детективе «Два билета на дневной сеанс», журналист Джованни Пинеди в «Лабиринте», Егор Венедиктович Бережков в детективной комедии «И снова Анискин», Телятев в фильме-спектакле «Бешеные деньги», и многие, многие другие.
Никита был шутником и балагуром, мастером на всевозможные розыгрыши, особенно нравилось ему доводить коллег до смеха прямо на сцене во время спектаклей, особенно когда момент был особенно серьёзным. Чего стоило его партнёрам по сцене не расхохотаться перед зрителем, ценой неимоверных усилий довести эпизод до конца.
Ему прощали всё, как прощают неразумному, но бесконечно любимому ребёнку, одно лишь беспокоило коллег и приятелей – вольные остроты Подгорного на политические темы. Однако ему везло, и тут всё сходило с рук, даже довольно опасные шутки, которые возможно не позволили бы кому-то другому.
Однажды в актёрском доме отдыха в Щелыково в Костромской области, где так любил бывать Никита, произошёл забавный случай, который потом много лет вспоминали все причастные. В буфет санатория на протяжении несколько дней не завозили пиво, и мужская часть отдыхающих артистов пришла в волнение и негодование.
Решить проблему взялся Подгорный, причём очень необычным способом – взяв с собой коллегу и соседа по этажу, которому посчастливилось быть однофамильцем генсека ЦК КПСС Леонида Ильича, он отправился на почту и продиктовал телефонистке срочную телеграмму для Костромской администрации:
«Встревожены отсутствием пива в буфете д/о Щелыково. Брежнев, Подгорный.»
Когда девушка с возмущением отказалась телеграфировать, товарищи протянули ей свои паспорта, чтобы она удостоверилась, что это их подлинные фамилии. На следующий день к радости отдыхающих в буфет завезли разные сорта пива.
Личная жизнь Подгорного сложилась не сразу, он пережил предательство первой жены, долгое время не мог верить женщинам, но всё же нашёл счастье во втором браке, прожил с коллегой по сцене Ольгой Чуваевой почти 25 лет. В красавицу-однокурсницу Нинель Бодрягину он влюбился со всей страстью и пылкостью молодости, девушка ответила взаимностью, и вскоре они обменялись обручальными кольцами.
На протяжении всех лет обучения супруги были счастливы, но стоило им получить дипломы и разойтись по разным театрам, Нинель встретила и полюбила другого – рокового красавца Владимира Сошальского, и ушла от мужа к нему. Никита страшно переживал измену обожаемой жены, которая, впрочем, оставила его фамилию и вскоре прославилась на всю страну как Нелли Подгорная.
2 года актёр жил на автомате, почти не воспринимая действительность и ограничивая общение с кем бы то ни было, мало играл на сцене и совсем не снимался в кино. Лишь в 1956 году, когда театр отправился в большое гастрольное турне по Болгарии и Румынии, он впервые обратил внимание на Ольгу Чуваеву, но не как на женщину, а как на благодарного и сочувствующего слушателя, в чьи уши он изливал всю накопившуюся внутреннюю боль.
После окончания гастролей они разъехались, а потом случайно встретились в Горьком, где актриса гостила у родителей, а Никита приехал по приглашению друзей на музыкальное представление и вечером должен был возвращаться в Москву. Они с Ольгой вместе пообедали, сходили на мероприятие, а потом она провожала его на вокзал – тогда и промелькнула между ними искра, оба почувствовали возникшую симпатию друг к другу, но в отличие от свободного Никиты, Ольга была обручена, в столице её ждал жених, и уже велась подготовка к свадьбе.
Она надеялась, что сможет подавить внезапно нахлынувшее чувство к Подгорному, но оно оказалось неожиданно сильным – актриса понимала, что полюбила по-настоящему, и не знала, как сказать об этом жениху, музыканту и очень хорошему человеку, который её искренне любил. Она стала избегать его, боясь объяснений, а потом и вовсе переехала к Никите, и они подали заявление в ЗАГС.
Анна Ивановна Подгорная приняла невестку тепло и радушно, Нинель она недолюбливала, а Ольга показалась ей очень добрым и преданным человеком, именно о такой жене она и мечтала для своего сына. Супруги жили дружно и счастливо, одно лишь слегка омрачало их комфортную жизнь – отсутствие детей. Они ждали, надеялись, Ольга ходила по врачам, лечилась, потом смирились и отпустили ситуацию.
Несмотря на успешность во всех начинаниях – кроме театра и кино Подгорный много лет работал в радиопостановках – актёр всё чаще впадал в депрессии, позволял себе увлекаться спиртным. Ольга переживала, особенно когда муж находился в «расслабленном» состоянии несколько дней, неделю, а в это время звонили кинорежиссёры, предлагали роли, присылали сценарии.
Неприятная ситуация получилась с Татьяной Лиозновой – режиссёр очень хотела снять Подгорного в одной из главных ролей в своей картине «Семнадцать мгновений весны», её помощники обрывали телефон актёрской пары, но Никита был как раз «не в форме», Ольга придумывала всякие отговорки, типа, муж занят в другом проекте или просто уехал по делам. Придя в себя, он сам отказался разговаривать об участии в этом фильме – съёмки долгие, а он не мог оставить театр.
Жена ругалась: «В который раз звонят! Неприлично! Ответь!»
Подгорный неизменно отвечал: «Зачем, если всё равно не смогу у них играть? У меня в театре новая роль, каждый день репетиции».
В итоге позвонила сама Лиознова, они долго разговаривали, и Никита согласился приехать на пробы. Но не поехал, и вечером получил приговор от режиссёра, что больше никогда она его не снимет ни в одном своём фильме.
Но не только такие случаи со временем стали омрачать жизнь супругов – актёр стал давать жене поводы для ревности, заводил романы и с красивыми поклонницами, и с не менее прекрасными коллегами – взять хотя бы отношения с Нелли Корниенко, которые вовсю обсуждали коллеги. Чуваева всё знала, страдала, не раз её посещали мысли о разводе, тем более, что детей не было – ничто не удерживало. Но уйти не могла — и сама не могла оставить Никиту, и понимала, что он без неё совсем пропадёт.
А потом, уже в 49 лет она смогла подарить мужу дочку Дарью (по некоторым данным девочку удочерили) и актёр с головой окунулся в отцовство – он уже и не верил, что сможет испытать это счастье. Подгорный буквально боготворил малышку, не спускал её с рук, как будто догадывался, что это всепоглощающее чувство будет недолгим, но даже не подозревал – насколько коротким. Судьба отмерила всего 3 года полноценного семейного счастья, Никита упивался каждым мгновеньем, а потом вдруг неожиданно серьёзно заболел.
Сначала он жаловался на сильные боли в спине, врачи провели обследования, сделали рентген и вынесли вполне безобидный диагноз: остеохондроз. Расписали схему лечения – уколы, мази, физиотерапия и массаж. Подгорный выполнял все предписания, но боль не проходила, постепенно он приноровился играть спектакли на сильных обезболивающих. Ольга, видя страдания мужа, искала лучших врачей и смогла добиться госпитализации в хорошую клинику. Вердикт врачей ошарашил: рак лёгких в уже неоперабельной стадии, метастазы пошли в позвоночник.
Решено было не озвучивать Никите Владимировичу приговор докторов, для него сочинили удобоваримую легенду с необходимостью продолжать лечение, и он поверил, что вскоре сможет полностью поправиться. Он продолжал ездить на процедуры, а потом, наглотавшись анальгетиков выходить на сцену или съёмочную площадку, но со временем даже ему стало ясно, что это не обычный остеохондроз. Летом 1982 года состояние актёра сильно ухудшилось, и когда его госпитализировали в онкологический центр на Каширке, Подгорный понял наконец, в чём дело.
Он слабел с каждым днём, Ольга постоянно навещала мужа, брала с собой дочку, чтобы поднять его дух. Даша очень радовалась отцу, тотчас забиралась к нему на кровать, взахлёб рассказывала какие-то свои детские новости, смеялась, и он улыбался ей из последних сил. Никиты Подгорного не стало 24 сентября 1982 года, ему был всего 51 год. Похоронен великий мастер русской театральной сцены на 38-м участке Ваганьковского кладбища.
Сейчас Ольге Чуваевой 92 года, она больше не вышла замуж, посвятив себя дочери и внукам. Дарья Подгорная пошла по стопам родителей и стала актрисой, работает в Малом театре, где служили её дед, отец, и мать. Выйдя замуж и став мамой, Дарья стала реже принимать участие в спектаклях, посвятив себя семье.
«У неё замечательный муж и двое прекрасных детей. Мы живём вместе — небогато, но очень дружно… в те вечера, когда в постановках занята Даша, приглядываю за внуками… Даша — совершенно сумасшедшая мать и очень заботливая, любящая дочь» — рассказала Ольга Чуваева.