Вера Марецкая являлась одной из самых ярких и выдающихся представительниц русского театрального искусства, была настолько гениальной, что легко перевоплощалась в героинь разных характеров и возрастов, в юности с успехом играла старушек, была одинаково убедительна и органична как в драматических, так и в комедийных образах.
Ещё совсем юной девочкой она познала азы Вахтанговской школы, начинала именно как театральная актриса, сниматься стала ещё в немом кино, первый успех и любовь зрителей получила в 1925 году с выходом на экраны комедии «Закройщик из Торжка».
Родилась и выросла будущая актриса в посёлке Барвиха Московской губернии, в многодетной, зажиточной семье буфетчика. Отец держал буфет во Введенском народном доме, потом при цирке Никитиных, после революции его буфет переехал в Государственный цирк. Вера часто помогала родителю за прилавком, а когда начиналось представление наблюдала за увлекательными номерами из-за кулис, и рано полюбила завораживающую магическую атмосферу манежа. Чуть позже она пристрастилась к литературе, записалась в сельский драмкружок и там впервые вышла на сцену, тогда же твёрдо решила для себя, что станет актрисой.
«Невысокая, скромно одетая девушка с то и дело выбивающимися из-под косынки прядями волос вышла на середину зала и задорно начала декламировать Пушкина. Во время чтения стихов ноги и руки поступающей против ее воли выделывали какие-то то ли акробатические, то ли клоунские движения.
— Откуда эта забавная девчонка? — повернулся Вахтангов к сидящему рядом с ним молодому красивому человеку. — Случаем не циркачка?
— Вы почти угадали, Евгений Багратионович. Мариц… Мареуц… А-а, Марецкая, вот… Вера Петровна… действительно подрабатывала в цирке. Только не на манеже, а в буфете. Помогала отцу торговать конфетами.
— Я думаю, из неё может получиться хорошая актриса. И ты, Юрочка, поможешь Вере Петровне ею стать».
Этот разговор Евгения Вахтангова и Юрия Завадского, его любимого ученика, решил дальнейшую судьбу Веры Марецкой. Она начала учиться актёрскому мастерству у легендарного режиссёра и педагога, а после смерти Евгения Багратионовича талантливую девушку взял под своё крыло Завадский. Он стал её наставником, потом мужем, а дальше, и на всю жизнь – главным мужчиной, режиссёром, Мастером, их творческий союз продлился до самого последнего дня Юрия Александровича.
В 1924 году Вера окончила Школу-студию при театре Вахтангова, вышла замуж за Юрия, вместе с ним создавала Театр-студию Завадского, в котором служила примой до 1936 года. Потом они вместе переехали в Ростов-на-Дону, где Завадский возглавил местный театр драмы, в 1940-м вернулись в Москву – Юрия Александровича назначили главрежем театра им. Моссовета. Марецкая быстро стала на этой сцене ведущей актрисой, несмотря на то, что там служили две другие знаменитости – Любовь Орлова и Фаина Раневская, и отношения между ними всеми сразу сложились очень непростые.
Вера Петровна оставалась до конца жизни верна театру им. Моссовета, её обожали театралы и без устали хвалили критики, за годы работы здесь она была удостоена самых почётных наград и званий, получила Заслуженную и две Народных – в 1943 и 1949 годах. Кинокарьера Марецкой тоже развивалась блестяще, после успеха фильма «Закройщик из Торжка» режиссёры часто приглашали её на главные роли – в 1936 году она появилась на экранах в картине «Поколение победителей», в 1939-м в драме «Член правительства», в 1941-м сыграла Наталью Евсеевну в экранизации романа Горького «Дело Артамоновых», а в 1943-м получила всесоюзную известность и Сталинскую премию за роль Прасковьи Лукьяновой (Товарища «П») в военном фильме «Она защищает Родину».
Интересно, что Марецкую охотно снимали в различных патриотических фильмах, очень важных и безупречных с партийной точки зрения, в то время как её семья подверглась жёстким сталинским репрессиям – два брата были журналистами, их расстреляли в 1937 году, сестру осудили и посадили на 5 лет, но Вера смогла помочь ей, обратилась в вышестоящие инстанции и родственницу выпустили через 2 года. Всё это не мешало Марецкой получать ордена, медали, и Сталинские премии первой и второй степени (всего у неё их было 4), власти будто не замечали, что любимая ими актриса – ближайшая родственница «врагов народа».
Лучшей киноролью Марецкой считают учительницу Варвару Васильевну Мартынову, главную героиню фильма «Сельская учительница». В этой картине актриса прожила всю жизнь своей героини, от юной девушки до пожилой женщины, причём благодаря своему уникальному дару перевоплощения даже особе не гримировалась, к концу фильма лишь перекрасила волосы и сменила причёску. За эту работу в 1947 году Вера Петровна получила Сталинскую премию 1 степени в размере 100 тысяч рублей.
«Большой успех фильма обусловлен помимо хороших качеств сценария и мастерства режиссёра прекрасной игрой В. Марецкой, создавшей глубоко волнующий, романтически окрашенный образ сельской учительницы. Восхищает искусство В. Марецкой, с равным правдоподобием изображающей и молодую девушку, и взрослую женщину, и стареющего человека. Но главная заслуга актрисы состоит в том, что она с необычайной выразительностью передала богатый внутренний мир своей героини, её духовный рост, развитие её характера. Особенность этого образа состоит в том, что он показан в развитии его богатого внутреннего мира, в преодолении трудностей, в борьбе за свои идеалы» — писали критики.
Всего Марецкая снялась в 43 фильмах, более 50 великолепных образов воплотила на театральных сценах, кроме этого занималась озвучиванием и дубляжом зарубежных фильмов, работала на радио, участвовала в производстве документальных проектов. Личная жизнь Веры Петровны была такой же насыщенной, как и творческая, она влюблялась, заводила романы, выходила замуж, рожала детей. Но всё что-то как-то не складывалось, семейная жизнь рушилась, и несмотря на поклонение и обожание известных мужчин, актриса так и не смогла найти своё женское счастье.
18-летней девчонкой она вышла замуж за Юрия Завадского, который был на 12 лет старше и уже имел за плечами неудачный брак. Они просто расписались в ЗАГСе, и первое время даже коллеги не знали, что режиссёр и молоденькая актриса теперь муж и жена. Через 2 года в семье родился сын Евгений и несколько лет супруги были безмерно счастливы, тем более, что и творческий их союз оказался на редкость удачным и плодотворным.
А потом Завадский, как человек очень талантливый и увлекающийся, стал заводить интрижки на стороне, уверяя, что они нужны ему для вдохновения, и всегда давал понять Вере, что только она одна главная и единственная женщина его жизни. Тем не менее, она очень мучилась и страдала, и именно тогда стала замечать, как смотрит на неё один из самых перспективных учеников Завадского и её партнёр по сцене Ростислав Плятт.
Артисту было стыдно, что он как мальчишка влюбился в жену своего наставника и друга, но ничего не мог с собой поделать, продолжал обожать Веру на расстоянии, неловко и ненавязчиво пытался угодить и услужить. Потом Марецкая призналась себе, что ей очень льстит внимание застенчивого и интеллигентного коллеги, под его любящим взглядом она забывала о своих переживаниях, вновь чувствовала себя молоденькой девочкой, у которой ещё всё впереди. А ещё через некоторое время муж ушёл из семьи, тогда они ещё работали в Ростовском театре драмы, и актриса серьёзно захандрила.
Спас её от тоски и депрессии ещё один коллега, местный актёр Георгий Троицкий, который буквально носил её на руках. В 1940 году Вера Петровна вышла за него замуж, и вскоре подарила очаровательную дочку Машу. Георгий боготворил жену и двоих детей, маленького Женю любил как родного – тот не видел своего родного отца, и быстро стал называть Троицкого папой.
Несмотря на замужество, связь Завадского и Марецкой не ослабла, она по-прежнему была его любимой актрисой, он отдавал ей все лучшие роли, и часто из-за этого ругался с Фаиной Раневской, претендовавшей на многие из них. Для Веры он тоже остался важным человеком в жизни, её режиссёром, о котором мечтает каждая актриса, другом и соратником, мужчиной, к которому она бежала по первому зову, даже если у него просто заболела голова или испортилось настроение. В таких случаях она восклицала: «Ребёнку требуется мамочка! – и неслась к своему Юрочке, а Раневская закатывала глаза и передразнивала свою соперницу.
В 1943 году Георгий Троицкий погиб на фронте, а Вера Петровна узнала об этом на премьере фильма «Она защищает Родину», где играла главную роль. Коллеги не хотели ей сообщать до окончания мероприятия, но она сама заметила их сочувствующие взгляды и выпытала правду. Марецкая тихонько вышла из зала и уже в фойе сползла по стене.
Замуж она больше не вышла, несмотря на то, что её любили и добивались многие известные мужчины, а Ростислав Плятт неоднократно предлагал ей руку и сердце – в конце жизни знаменитый актёр признался, что всегда любил только Марецкую, а жениться был вынужден на других.
Сын Веры Петровны и Юрия Александровича, Евгений Завадский, стал режиссёром театра им. Моссовета, подарил родителям внуков. Дочь Марецкой, Мария Георгиевна Троицкая, стала киноведом, жила и работала в Лос-Анджелесе, вышла замуж за учёного-филолога Дмитрия Шестакова. Через 15 лет брака муж покончил с собой, а Мария с нервным срывом попала в психиатрическую больницу.
Позже она создала семью во второй раз, родила сына Павла, он стал музыкантом, живёт в Германии. Мария со вторым мужем купили домик на острове в Балтийском море, приезжали туда отдыхать из Москвы. А в 1991 году отстроили большой дом и перебрались туда жить насовсем.
Вера Петровна там никогда не была, когда дочь покупала участок на острове актриса уже тяжело заболела, перенесла сложную операцию, потом реабилитацию. Только оправилась от одного заболевания, как настигла другое – садясь в такси Марецкая сильно ударилась головой, и через некоторое время начались невыносимые боли, врачи диагностировали опухоль головного мозга.
Они с Завадским лежали в больнице вместе, но на разных этажах – актриса и её режиссёр, там же лечилась и Любовь Орлова. Марецкую постоянно навещал Плятт, и даже в этой обстановке предлагал ей выйти за него замуж, но Вера Петровна привычно находила причины этого не делать.
Её не стало 17 августа 1978 года, была похоронена на Новодевичьем кладбище Москвы. Ростислав Плятт молча страдал на церемонии прощания с любимой Верой, позже он посвятит ей огромную часть своих мемуаров, которая начинается так:
«Актрисы более блистательной я не знал…»