Лицо и голос Любови Малиновской хорошо знакомы зрителям разных поколений, но мало кто из них сможет вспомнить, как звали эту замечательную актрису, сыгравшую множество самых разноплановых ролей. У неё не было определённого амплуа, Любовь Ивановна одинаково органично и убедительно вписывалась в образы колхозниц, сварщиц, завучей, секретарей, медсестёр, учительниц, дворничих, монахинь, врачей и директоров.
Почти все роли Малиновской были второстепенные, но снималась она очень много, и её талант и актёрское мастерство были по достоинству оценены не только поклонниками – актриса была удостоена почётных званий Заслуженной и Народной артистки РФ.
Родилась и выросла Любовь в Оренбурге в простой семье рабочих, и несмотря на любовь к литературе и искусству, привитую ей мамой, после окончания средней школы тоже пошла работать на завод. Там она увлеклась занятиями в драматическом кружке, и вскоре уже принимала участие в самодеятельных спектаклях.
Девушка чувствовала, что актёрство – именно то занятие, которому она бы хотела посвятить всю свою жизнь, но долго не решалась признаться в этом даже самой себе. Дело было в том, что она стеснялась своей неказистой внешности, и полагала, что путь в профессиональные актрисы, где все сплошь писаные красавицы, ей закрыт навсегда.
Единственное, что Люба в себе любила, это руки — белые, красивые, с тонкими длинными пальцами. Мама даже иногда называла её белоручкой, и считала, что дочь именно по этой причине отлынивает от домашней работы. Но это было не так, просто Люба, взяв в руки книгу и погрузившись в чтение, забывала обо всём на свете, а руки она вовсе не берегла, недаром же стояла у станка по обработке деталей для самолётов.
Позже, когда Любовь Ивановна уже была в почтенном возрасте и играла деревенских старух, её прекрасные ручки становились проблемой для режиссёров и они старались не снимать их крупным планом.
Всё-таки Малиновская понимала, что не хочет всю жизнь стоять у станка, решила учиться дальше, и в 1939 году заручившись поддержкой родителей уехала в Ленинград, поступила в педагогический институт им. Герцена. Там она познакомилась с другой Любой, Соколовой (стала впоследствии известной актрисой), и крепко подружилась с ней. У девушек было очень много общего – они родились в один день и год, 31 июля 1921-го, обе обожали литературу и кино, мечтали стать актрисами, но были не уверены в своих силах и сомневались по поводу внешности.
На втором курсе они решились-таки приступить к осуществлению своей главной мечты и для начала поступили в актёрскую школу при киностудии «Ленфильм», но все их дальнейшие планы спутала начавшаяся война. Девушки отказались уезжать в эвакуацию, остались в Ленинграде, работали на укреплении Лужского рубежа, принимали участие в боевых действиях, позже устроились на оборонный завод, вместе пережили блокаду.
В 1943 году подружки узнали, что во ВГИКе открыт набор на актёрский факультет, уехали в столицу и обе поступили на курс Бориса Бибикова, получили койки в общежитии. Став дипломированными актрисами Любы были приняты в штат киностудии «Мосфильм» и в труппу Театра-студии киноактёра, а из студенческого общежития их выставили, и новоиспечённые артистки были вынуждены ночевать в гримёрках. Они были введены в спектакли, некоторые из которых позже были экранизированы.
В начале 50-х Малиновская решила вновь побывать в Ленинграде, посмотреть, как отстраивают разрушенный во время ВОВ город, и поехала туда в отпуск. Эта поездка стала судьбоносной для актрисы – в городе на Неве она познакомилась со своим единственным мужем и осталась там навсегда. Она перевелась в Ленинградский театр Киноактёра, а в 1955 дебютировала в кино, сыграла жену Мирона Пелагею в драме «Чужая родня». Фильм посмотрели 25 миллионов советских зрителей, и Любовь получила первую известность и симпатии.
В 70-е Малиновская стала одной из самых востребованных отечественных киноактрис, ежегодно снималась сразу в нескольких фильмах и сериалах, и хоть зачастую ей приходилось создавать небольшие эпизодические образы, в исполнении Любови Ивановны они получались яркими, колоритными и незабываемыми. Её стали называть настоящей Королевой Эпизода, с ней работалось легко и коллегам, и режиссёрам, она была очень лёгким в общении и бесконфликтным человеком.
«Меня все любят, и я всех люблю. А кино я люблю просто безумно» — говорила актриса.
Кроме съёмок в кино и работы в театре Любовь Ивановна увлеклась озвучиванием зарубежных и прибалтийских фильмов, и очень скоро стала признанным мастером дубляжа. Её голосом говорят польские, румынские, югославские, индийские и японские актрисы во множестве лент, даже попав в серьёзное ДТП и выйдя на пенсию в конце 90-х, Малиновская не оставила озвучку, продолжала ездить на звукозаписывающую студию.
Свою главную роль в кино актриса дождалась уже в 77 лет – сыграла вдову знаменитого советского поэта Инессу Иосифовну Протасову в драме «Цветы календулы». Едва закончились съёмки, Любовь Ивановна попала в аварию, получив сложные переломы и попав на больничную койку. Она, сама озвучившая десятки ролей, искренне переживала, что не сможет дублировать свою большую и сложную роль, за неё это сделала актриса Татьяна Пилецкая.
Малиновская решила окончательно уйти на пенсию, единственная дочь подарила ей внуков, которых актриса помогала воспитывать, а те в свою очередь – правнуков. Но несмотря на семейные заботы, Любовь Ивановна скучала по работе, и едва оправившись после больницы, вернулась к дубляжу. А незадолго до своего ухода опять вернулась на экраны – воплотилась в няньку Пелагею в российско-белорусском фильме «Око за око».
Зрители очень любили Любовь Малиновскую, помнили все созданные ею образы, даже совсем крохотные, эпизодические, и считали, что талант этой Великой актрисы не был оценён по достоинству. Не стало Любови Ивановны 16 мая 2009 года, ей было 87 лет. Похоронена на Северном кладбище любимого Санкт-Петербурга.