Дилогия «Солдат Иван Бровкин» и «Иван Бровкин на целине» моментально полюбилась советским зрителям, а молодые актёры Леонид Харитонов и Дая Смирнова, исполнившие главные роли, стали широко известны и узнаваемы во всём огромном СССР. Но если у Харитонова это была уже третья работа в кино, для Даи роль Любаши стала дебютной, девушка училась на первом курсе актёрского факультета ВГИКа.
Эти фильмы вошли в золотой фонд отечественного кинематографа, их и сейчас с удовольствием пересматривают разные поколения зрителей, а Смирнова считала, что они подпортили ей биографию, и была очень недовольна своей игрой.
Родилась и выросла Дая в Киеве в простой семье заводских рабочих, но сама с малых лет мечтала стать артисткой. Окончив школу, вопреки воле родителей, девушка отправилась в Москву, где с первого раза поступила во ВГИК в мастерскую Сергея Герасимова и Тамары Макаровой, попала на один курс с будущими знаменитыми актрисами Натальей Фатеевой, Людмилой Гурченко, Валентиной Пугачёвой и Зинаидой Кириенко.
Ей, единственной из всей группы улыбнулась удача – Смирнова прошла пробы и была утверждена на роль Любаши в комедийно-музыкальный фильм «Солдат Иван Бровкин», однако сама она была не в восторге от этого, к тому же во время съёмок сильно простудилась и Татьяне Пельтцер пришлось лечить её.
«С самого начала я считала, что это кино — антиинтеллектуальное, неумное барахло. «Иван Бровкин» в какой-то степени биографию мне и подпортил. Я видела себя на экране этакой ироничной горожанкой, но никак не деревенской девахой. Хотя характер вздорной председательской дочки был угадан… У меня, к сожалению, не было в характере желания нравиться, подавать себя. Может, зрители увидели и в этом обаяние. А играла я никак» — рассказывала Дая Евгеньевна в интервью.
Как бы то ни было, фильм посмотрели больше 40 миллионов советских зрителей и Смирнова в буквальном смысле проснулась знаменитой. Но, как уже было сказано, сюжет картины она не одобряла, считала, что фильмы вообще снимают по никудышным сценариям и, видимо для того, чтобы исправить положение, перевелась с актёрского факультета на сценарный. Однако окончить институт ей было не суждено – из-за политического скандала Даю сначала исключили из комсомола, а потом отчислили из ВУЗа.
Дело было в том, что, перейдя на другой факультет, девушка почувствовала себя намного свободнее и увереннее и в мыслях, и в поведении, и быстро нашла общий язык с однокурсниками. На одном из капустников они показали придуманную сообща пародию на руководство страны, «протащили» к тому же Ленина, Крупскую и Сталина. К сожалению, среди «своих» оказался стукач и все шестеро сценаристов вместе с Даей были вызваны на комсомольское собрание.
Смирнову, как основную зачинщицу, обвинили не только в крамольной шутке, но и непозволительном в стенах учреждения «звёздном» поведении, которое она якобы позволяла себе после обрушившейся на неё славы. Дая с собрания убежала, сослалась на то, что надо срочно лететь на съёмки в Киев, а потом прочитала о себе разгромные статьи в газетах, одна из них в «Комсомольской правде» так и называлась «Звезда спешит на киносъёмку». Она так и не получила актёрского образования, сценарный факультет ВГИКа ей удалось окончить много позже, на заочном отделении у Алексея Каплера.
Продолжила Дая и сниматься в кино, в конце 50-х начале 60-х вышло 12 фильмов с её участием, в том числе и «Иван Бровкин на целине». Но потом Смирнову стали приглашать всё реже, а роли становились всё незначительнее, и она решила совсем уйти из кино, в корне поменять вид деятельности. В итоге актриса пропала с экранов на 30 лет, вновь появившись уже в новом веке в популярных сериалах, таких как «Принцесса цирка», «След», «Интерны», «МУР», и других.
Чем же занималась Дая Евгеньевна все эти годы? Здесь факты её биографии в разных источниках разнятся – по одним данным она проработала 12 лет дежурной, а потом бригадиром вневедомственной охраны при УВД Киевского райисполкома Москвы.
Другие уверяли, что Смирнова удачно вышла замуж, родила дочь, жила с семьёй на Кутузовском проспекте в доме для работников ЦК, и именно благодаря родственным связям мужа ей удалось-таки окончить ВГИК, стать сценаристом, киноведом, журналистом, и с началом перестройки вернуться в кинематограф в новом качестве.
Ну а зрители вновь увидели на экранах полюбившуюся актрису в начале нулевых, правда не сразу поняли, что это и есть та очаровательная невеста солдата Бровкина, Любаша – ведь именно в этом замечательном образе многие её и запомнили. Дая Евгеньевна стала часто появляться в различных телевизионных ток-шоу, правда участвовать она соглашалась только в роли эксперта – обсуждать свою личную жизнь Смирнова отказывалась наотрез, но охотно обсуждала чужую. Она работала помощником сценариста на Центральном ТВ, сотрудничала как киновед с изданиями «Экран», «Культура», «Искусство кино», а в 2007 году вернулась к актёрской профессии.
Всего в фильмографии Смирновой 34 работы в фильмах и сериалах, также она принимала участие в документальных фильмах, которые так или иначе касались темы съёмок дилогии про солдата Бровкина, это серия «Леонид Харитонов. Солнечный мальчик» из «Пёстрой ленты», «Драма Ивана Бровкина», «Татьяна Пельтцер. Осторожно, бабушка!», и «Леонид Харитонов. Падение звезды».
Кроме того, Дая Евгеньевна помогала молодым коллегам и студентам, делающим первые шаги в актёрской профессии, когда словом, когда делом, но всегда искренне и абсолютно бесплатно. Она была очень сильным, независимым человеком, ни перед кем не сгибалась, ни у кого ничего не просила. Когда во время одной из передач Андрей Малахов спросил, почему актриса так надолго ушла из профессии, Смирнова честно ответила: «Сколько же можно быть невостребованной актрисой?»
Дая Евгеньевна Смирнова работала практически до самого последнего дня и ушла из жизни 29 марта 2012 года в возрасте 77 лет.