Наталья Защипина стала широко известна на весь СССР в 1944 году, когда на экраны вышел военный фильм «Жила-была девочка», где она сыграла одну из главных ролей, маленькую блокадницу Катю Синичкину. В следующем году картину показали во многих странах мира, актёры получили ещё и мировую известность, а на Венецианском кинофестивале фильм был удостоен специального приза.
В детские годы Наталья сыграла ещё несколько главных ролей в лентах «Слон и верёвочка», «Первоклассница», «У них есть Родина», а после окончания ВГИКа выбрала театр и практически перестала сниматься в кино..
Наташа родилась в январе 1939 года в Москве в интеллигентной семье преподавательницы музыки и спортивного тренера. Отец девочки ушёл добровольцем на фронт, несмотря на имеющуюся бронь, и погиб в первые месяцы войны. Её воспитывали мама и бабушка, позже появился отчим, который относился к Наташе как к родной, ни в чём ей не отказывал, баловал.
Дни Наталья проводила с бабушкой, семья жила в самом центре города, в доме, где располагался тогда Гастроном №1, ныне Елисеевский магазин. Как-то они гуляли по бульварам и звонкоголосую девочку заметил помощник режиссёра Эйсымонта, пригласил подъехать на киностудию «Союздетфильм» пройти пробы на роль в картине «Жила-была девочка».
Так Наташа попала в кино, её мама настолько была впечатлена сценарием фильма, что не побоялась поехать с дочкой на съёмки в блокадный Ленинград – режиссёр, желая, чтобы лента вышла правдивой и достоверной, снимал некоторые сцены в центре города, в часы, когда не было бомбёжек. После выхода фильма на экраны Защипина буквально проснулась знаменитой, её узнавали взрослые на улицах, а дворовые мальчишки перестали обижать.
И почти сразу последовало утверждение на роль в сказку «Слон и верёвочка», где девочке посчастливилось сниматься с Фаиной Раневской – актриса называла Наташу «живым чудом», и признавалась, что боится на её фоне выглядеть фальшиво. После окончания войны девочка снялась в фильмах «Первоклассница», «У них есть Родина», «В степи», «Донецкие шахтёры», «Дети партизана», кроме этого она училась музыке по настоянию мамы, а также посещала театральный кружок во Дворце Пионеров, где ребята сами ставили на сцене пьесы собственного сочинения.
Однако, когда пришло время выбирать профессию и Наталья решила стать актрисой, в театральные ВУЗы поступить не смогла, члены приёмной комиссии в один голос твердили: «Вы у нас известная кинозвезда, идите во ВГИК». Но и в институт кинематографии она смогла поступить только с помощью Сергея Герасимова, с семьёй которого дружили со времён съёмок фильма «Первоклассница». В 1961 году став дипломированной киноактрисой Защипина решила идти не на «Мосфильм», а в театр, её манила сцена, она и подумать не могла, что, сделав этот шаг, практически загубит свою карьеру.
Наталья была принята в труппу Театра Сатиры, но режиссёр Валентин Плучек сразу поставил ей условие: или она работает в театре при полной загрузке, или снимается в кино. Она выбрала театр, посчитав, что уж кино то уж точно от неё никуда не денется, и прогадала. Да, она играла в 30-ти спектаклях в месяц плюс репетиции, времени на съёмки при такой занятости не оставалось, но роли все были второстепенные, в то время как в кино всё могло сложиться иначе.
Правильно говорил ей позже Андрей Миронов, пришедший в театр на год позже и ставший Наталье хорошим приятелем:
«Ты совершаешь ошибку: нужно регулярно сниматься, работать на имя, чтобы затем имя работало на тебя».
Так и вышло, что Плучек оказался «злым гением» в творческом пути этой замечательной, талантливой актрисы. Яркая, одарённая, готовая работать с утра и до поздней ночи, она даже переехала поближе к театру, чтобы не опаздывать на репетиции, долгое время жила надеждой большой роли… Верила известному режиссёру, полагалась на его авторитет, опыт, отказывалась от съёмок, верная своему слову, а предложений от кинорежиссёров становилось год от года всё меньше, пока они не иссякли совсем.
После окончания института Защипина снялась только в двух фильмах «Это мы не проходили…» и «Маяковский смеётся», в основном появлялась на телеэкранах в фильмах-спектаклях, поставленных по лучшим пьесам театра Сатиры, да в роли ведущей КВН. Скучая по кино, Наталья приняла предложение поработать в студии дубляжа, подарила свой голос многим героиням фильмов «Золото Маккенны», «Укрощение строптивого», «Джен Эйр», «Спрут», «Детектив Майк Хаммер», и других, а также озвучила целый ряд мультфильмов, таких как «Цветик-семицветик», «Русалочка», «Утиные истории», «Чип и Дейл спешат на помощь», «Твин Пикс», и пр. В новом веке актриса вновь стала сниматься, получала небольшие роли в нескольких фильмах и сериалах.
Личная жизнь Натальи Александровны сложилась не сразу, она трижды была замужем, только в последнем браке найдя истинную любовь, взаимопонимание и уважение. Первый раз она отправилась под венец ещё студенткой, Евгений Котов учился на сценарном факультете, поражал девушек эрудицией и красноречием. Они стали встречаться и на 3-м курсе поженились, но брак продлился немногим более двух лет – в театре девушка влюбилась в художника-оформителя декораций Юрия Бугну и ушла от мужа.
Во втором браке родился сын Михаил, но семейная жизнь не задалась с самого начала, выпускник Суриковского училища оказался никудышным мужем, скандальным, ревнивым и неверным, а спустя несколько месяцев после того, как стал отцом, погиб при странных обстоятельствах. Наталья осталась одна с маленьким ребёнком на руках, и то, что в тот момент приняла помощь и несмелые ухаживания коллеги по сцене Бориса Кумаритова, объясняла позже только отчаянием и страхом одиночества. Любовь, уважение, и безмерная благодарность к этому человеку пришли не сразу, но именно тогда она в полной мере осознала значение расхожей фразы «Всё, что ни делается – к лучшему».
«Оставшись вдовой, с восьмимесячным ребёнком я ушла к актёру Театра сатиры Борису Кумаритову, с которым мы прожили душа в душу 35 лет, он вырастил Мишу, как своего… Кстати, кроме ребёнка, я ещё и маму с собой привела. Сейчас таких мужчин нет! Борис был настолько хорошим человеком…» — рассказывала Защипина.
Они расписались не сразу, актриса не хотела ставить в паспорт ещё один штамп, да и вообще считала, что это не так важно, во всяком случае для них с Борисом. Её решение изменилось примерно после 3-х лет совместной жизни, во время гастролей отсутствие штампа причиняло ощутимые неудобства – их отказывались селить в один номер, приходилось давать взятку, а это било по семейному бюджету, проще было пожениться.
Возможно, они до сих пор были бы вместе, но в конце 90-х у Кумаритова начались проблемы со здоровьем, подводило сердце. Актёр скоропостижно скончался в 2000-м от перенесённого инфаркта, ему было всего 60 лет, Наталья Александровна больше замуж не выходила.
Её сын Миша дебютировал в кино в 5 лет, как когда-то и сама актриса. Он сыграл Малыша в экранизированном спектакле театра Сатиры «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше» (Защипина играла его маму, Спартак Мишулин — Карлсона, Татьяна Пельтцер – фрекен Бок, Андрей Миронов – квартирного вора), позже получил роль дошкольника Шуры в фильме-спектакле «Стихи Агнии Барто». Стать артистом как родители парень не захотел, окончил технический ВУЗ, занимается компьютерным бизнесом.
Заслуженной артистке РСФСР Наталье Александровне Защипиной в январе исполнилось 84 года, но она по-прежнему бодра и энергична, на пенсию уходить не собирается, принимает участие в телевизионных передачах и ток-шоу, продолжает выходить на сцену родного театра, где сыграла множество замечательных ролей. Сейчас актриса занята только в одном спектакле «Где мы», и говорит, что не отказалась бы от предложений кинорежиссёров – последний фильм «А у нас во дворе-2», в котором она сыграла консьержку Тамару Павловну, вышел на экраны в 2019 году.