Невероятно красивая и очень талантливая – такими словами характеризуют театралы и кинозрители актрису Надежду Бутырцеву. Милое, нежное лицо, большие прекрасные глаза, королевская стать, и знаменитая МХАТовская школа могли бы обеспечить ей блестящую карьеру и сделать настоящей звездой отечественного кинематографа.
Но, как и многим красивым женщинам, внешность принесла Надежде больше неприятностей, чем радости и пользы. Ей завидовали и вставляли палки в колёса, делали непристойные предложения, и актриса была вынуждена отказываться от выгодных предложений, чтобы сохранить честь и достоинство.
Родилась и выросла Надежда в небольшом городке Чапаевске в простой рабочей семье, папа работал на местной железнодорожной станции, а мама трудилась на фабрике. Несмотря на совсем не творческие профессии, родители были очень музыкальными и артистичными людьми, увлекли и дочь художественной самодеятельностью и пением. Мама отлично играла на гитаре и научила этому и Надю, в 14 лет она уже сама подбирала и наигрывала известные мелодии.
После окончания школы девушка поехала в Куйбышев (сейчас город Самара) и поступила в институт культуры на театрально-режиссёрский факультет. Отучившись пару лет, Бутырцева по совету педагога по сценической речи решилась ехать в Москву и там продолжить образование – учительница уверяла, что такой красивой девушке сам Бог велел стать актрисой, а не режиссёром. В столице Надежда стала студенткой Школы-студии МХАТ, а получив диплом, была принята в труппу театра им. Маяковского.
Этой сцене актриса верна до сегодняшнего дня, широкую известность ей принесла первая же постановка по поэме Гоголя «Мёртвые души», где она сыграла Княгиню. Позже спектакль был экранизирован, и телезрители всей страны смогли насладиться талантливой игрой необычайно красивой актрисы.
Впервые Бутырцева снялась в кино на 4-м курсе, сыграла одну из главных женских ролей в драме «Стажёр», потом появилась в картинах «Кафе «Изотоп»», «Сибириада», и «Кавказская повесть», а в следующем году её утвердили на главную роль Лушки в кинодилогию «Отец и сын». 80-е и начало 90-х годов стали очень плодотворными в кинокарьере Надежды, она снималась достаточно часто, но главными ролями её практически не баловали, и поклонники актрисы ругали режиссёров, не разглядевших несомненный талант и броскую красоту их любимицы.
В те годы особенно понравились зрителям следующие фильмы с участием Бутырцевой: «Белый танец», «Водитель автобуса», «Климко», «Приступить к ликвидации», «Государственная граница», «Что у Сеньки было», «Крик дельфина», «Под знаком Красного креста», «Наваждение», «Бабник», «Женский день», «Потерпевший», «Люми», «Призрак», «Собачье счастье», «Графиня Шереметева», «Чёрные береты», и многие другие. Кроме съёмок в игровом кино Надежда Викторовна стала мастером дубляжа и озвучания, многие актрисы иностранных и прибалтийских фильмов говорят её голосом.
На киностудию «Мосфильм» ей приходили мешки писем, женщины благодарили за правдиво и убедительно созданные образы, а мужчины, как один, признавались в любви и звали замуж. А Надежда уже была счастлива в браке и растила маленького сына Егора. Со своим единственным мужем она познакомилась в театре, тогда он был простым рабочим сцены, но со временем сделал карьеру, стал заведующим постановочной частью.
Второй ребёнок родился в семье, когда старшему было уже 15 лет, актриса больше детей не планировала, и до сих пор считает, что Глеб был послан им Богом. Супруги живут вместе уже более 30 лет, в их жизни случалось многое, но они всё преодолели, и считают прожитые счастливые годы совместным ежедневным трудом, пониманием и поддержкой.
В новом веке актриса не осталась невостребованной, её стали приглашать в современные сериалы, и теперь она не отказывается ни от одного предложения. Бутырцева сохранила красоту и стройность, по-прежнему великолепно справляется с поставленными режиссёрами задачами, блистает и на экранах, и на сцене театра. Наиболее удачными работами Надежды Викторовны в кино зрители считают «Сталин. Live», «Женщина без прошлого», «Грач», «Тайны института благородных девиц», «Сальса», и другие.