Он блестяще играл как героических персонажей, так и людей слабовольных. Но так уж вышло, что имя Игоря Ледогорова, сегодня больше известно в русскоязычной Новой Зеландии, чем на родине. Почему так…
Он появился на свет в Москве весной 1932. В военные годы вместе с семьёй эвакуировался в Узбекистан. 11-летним мальчишкой попал в массовку фильма «Два бойца». Где вместе с другими ребятами, где то там на заднем фоне изображал наступающих немецких солдат.
Вдалеке было незаметно, что неприятеля играют дети, а рядом с ними медленно ползут на ниточках игрушечные вражеские танки. Съёмки мальчика впечатлили. С тех самых пор он твёрдо знал, что хочет стать актёром. Но родители были против. И дорога в профессию получилась непрямой.
Сначала Игорь стал студентом Ташкентского политехнического института. Получил массу полезных навыков и… жену. Отбил у приятеля невесту, первую красавицу курса Сталину Фарынскую. Но на сцену тянуло, как прежде, и Ледогоров в студенческом драмкружке увлёкся режиссурой. Потом была работа по специальности, и только в 27 лет он стал студентом театрального института. В одном из первых своих интервью не без иронии говорил о себе:
Я умею конструировать сельскохозяйственные машины, починить утюг, сменить электропроводку. Определить стороны света по звездам. Ввожу автомобиль. Фотографирую. Люблю готовить, особенно плов, и шью. Считаю на логарифмической линейке. Научился плавать. Лазаю по деревьям, сносно стреляю. Играл за сборную волейбольную команду Узбекистана. Режиссировал в драмкружке, и, наконец, прорвался в театральный вуз.
После окончания института Игорь стал играть на сцене Ташкентского русского драмтеатра. В 1967 режиссёр Семён Туманов искал актёра на главную роль в новый фильм “Николай Бауман «. Физическое сходство для него не имело значения — куда важнее было создать образ. Перебирая учётные карточки на «Мосфильме», режиссёр наткнулся на фото Ледогорова. Проба показала: Бауман найден!
После премьеры актёр стал одним из самых востребованных в советском кинематографе — снимался в двух-трёх картинах в год. Его герои и похожие друг на друга, и очень разные — нравились зрителю. Самые запоминающиеся: несгибаемый разведчик товарищ Рябинин в фильме «Они были актёрами», тихий археолог-музейщик Зимин в «Шествии золотых зверей”, инопланетянин Ракам в “Через тернии к звёздам «, удачливый штурман Овцын в картине » Баллада о Беринге и его друзьях «…
Он был героем не только на экране, но и в жизни: уверенный, немногословный, сильный. Женщины сходили по артисту с ума. А он достойно уходил от признаний и оставался верен своей Сталине.
В московском театре Советской Армии, выбранном актёром после ленинградских «Ленкома» и “Ленсовета”, ему предлагали хорошие роли. Но он мечтал стать театральным режиссёром и был уверен — у него получится.
В 1996 Игорь Вадимович поставил на малой сцене абсурдистскую пьесу Станислава Морожика «Контракт». Но публика встретила спектакль без восторга. Ролей в театре почти не стало, в кино звали играть «бледных» персонажей, а изображать бандитов Ледогоров брезговал.
В эпоху “бескартинья” почва ушла из под ног… Осталась одна опора — семья. Через год он принял решение уезжать к сыну Вадиму в Новую Зеландию. Прощался с родиной тяжело. С трудом представлял себе жизнь вдали от друзей, знакомых, атмосферы московского дворика и родного театра.
Постепенно Ледогоров смирился с новыми реалиями. Его сын преподавал в Окленде и Веллингтоне театральное искусство по системе Станиславского. Актёр пытался помогать ему и даже сыграл Фирса в «Вишнёвом саде» на английском языке, который не знал и, похоже, не пытался учить. Позже его невестка открыла театральную студию, где Игорь Вадимович помогал: играл, проводил мастер-классы.
Его по-прежнему тянуло на родину. В 2001 вышла новая версия фильма «Через тернии к звёздам» и Ледогорова позвали в столицу на дубляж. Те две недели, что он провёл на родине, стали самыми счастливыми за последние пять лет. Каждый день он проживал в радости, встречался с коллегами, друзьями, вдыхал родной воздух.
Возвращаться на чужбину не хотел, но без семьи себя не видел. Уехал, а вскоре заболел. Врачи поставили неутешительный диагноз — лейкемия. Он прожил ещё месяц, и будто не верил в свой скорый уход. Подолгу разговаривал по телефону с московскими друзьями, планировал вернуться в Москву и снова выйти на сцену…
В феврале 2005 года Игоря Вадимовича не стало. Теперь об артисте напоминают крест с надписью на русском языке на кладбище Гамильтона и студия Ледогоровых. А в нашей памяти он остался большим артистом, бескомпромиссным романтиком, суперменом советского кино.