Свою самую известную роль Дая Смирнова сыграла в двух фильмах про непутёвого деревенского парня Ивана Бровкина. Казалось «невесту Бровкина» ждёт блестящая карьера. Но все пошло не по плану…

Она родилась в Киеве осенью 1934 года. Отец механик и мать штамповщица были людьми далекими от искусства. Новость о том, что дочь собирается стать артисткой, они сочли за временную блажь. Как бы не так. После школы Дая отправилась в Москву и с первой попытки стала студенткой ВГИКА.
Каждый первокурсник мечтал пробраться на дипломный спектакль выпускников. В тот год везение было на её стороне. Смирнова стояла в толпе счастливчиков и увлечённо наблюдала за тем, что происходит на сцене. А в это время цепкий взгляд ассистента режиссёра киностудии Горького скользил по лицам студентов, остановился на Даи и выдернул её из толпы. И вот она уже на пробах “Солдата Ивана Бровкина”…

В этот день всё пошло не так. Свет слепил, диалоги получались неживыми. Это был провал. Ну что ж, не получилось да и ладно! Но в самом начале второго курса пришло известие — её утвердили на главную роль Любаши. Строгие преподаватели ВГИКа были уверены, киношники выбрали Смирнову только благодаря их педагогическому дару и отпустили на съёмки.
Премьера фильма оказалась громкой. Никто не ожидал такого ошеломляющего успеха. Но Смирнова к сыгранной роли отнеслась скептически, а к фильму, как к чему-то несерьёзному.
С самого начала я посчитала, что это кино — антиинтеллектуальная, неумная барахло. «Иван Бровкин» в какой-то степени биографию мне и подпортил. Я видела себя на экране этакой ироничной горожанкой, но никак не деревенской девахой. Хотя характер вздорный председательской дочки был угадан…

Режиссёры завалили её предложениями. В 1958 году она вновь сыграла Любашу в картине “Иван Бровкин на целине”. В этот же год в “Киевлянке», “Девушке с гитарой”. Еще через год в фильме “Черноморочке «.
Смирнова стала одной из самых востребованных актрис СССР. Сокурсницы умирали от зависти, а она …. неожиданно покинула курс Сергея Герасимова и перевелась на сценарный факультет ВГИКа.
Студенты-сценаристы были людьми творческими. Как-то раз для дружеской вечеринки сочинили вольнодумную пьесу, высмеивающую Ленина, Сталина и других маститых фигур, причастных к созданию СССР. Выступление было предназначено только для узкого круга “своих”.
На магнитную плёнку записали текст. В разгар праздника включили запись. На импровизированной сцене четверо студентов обыграли, то что воспроизводилось с ленты. Вскоре всё тайное стало явным. Информация о вольнодумном капустнике попала в “Комсомольскую правду”. Газета напечатала обличающую статью.
Ни у одного из четырнадцати молодых людей не проснулась их комсомольская совесть… Никого не возмутило, что четверо их однокурсников, гнусно кривляясь, оплевали все те высокие идеи, в которых клялись публично на комсомольских, студенческих собраниях.

Вскоре в институте состоялось разгромное собрание, где участников вечеринки гневно порицали, Дая и там показала характер. Сказала, что в общем то её мало волнует, что они тут решат. Ей пора уезжать на очередные съёмки. Смирнову исключили из комсомола, а за дерзкое выступление отчислили из института.
С экранов она исчезла не сразу. В начале 60-х вышло три фильма с её участием: “Добро пожаловать или Посторонним вход воспрещён”, “Конец света”, и картина «Зелёный Огонёк».
Когда страсти во ВГИКе поутихли, ей удалось закончить образование. В середине 70-х она последний раз мелькнула в фильме “Обелиск”.
Невостребованность в профессии заставила актрису надолго уйти из кино. Почти 11 лет она работала сотрудником вневедомственной охраны при УВД столичного райисполкома. Иногда писала статьи в “Советский экран”.

Перестройка снова вернула Смирнову в мир искусства. Она стала киножурналистом. Печаталась в крупных изданиях «Культура», “Искусство кино», “Экран и сцена». Её вновь позвали на киностудию. До начала 2000-х она работала помощником сценариста.
В 2008 впервые после длительного перерыва сыграла в телесериале “Принцесса цирка” и с тех пор с её участием выходило несколько картин в год.
Дая Евгеньевна не была затворницей. С удовольствием приходила на телепередачи, посвященные актёрам прошлого. Даже тогда в ней чувствовался всё тот же мятежный дух. Иногда в своих суждениях она могла быть несколько резкой.

Делиться подробностями личной жизни она не хотела. Известно, только что в молодости Смирнова вышла замуж и родила ребенка.
Весной 2012 в возрасте 77 лет её не стало. Возможно, кому-то покажется, что карьера её сложилась нескладно. Но это только потому, что Дая Евгеньевна была сильной женщиной. Жила без оглядки на других и всегда оставалась верна своим взглядам.