Зрители старшего поколения должны хорошо помнить эту актрису – в 60-е годы прошлого столетия она едва не стала звездой, часто снималась у известных режиссёров в фильмах сразу становившимися популярными и любимыми советскими гражданами. Говорили, что карьере Гавриловой помешал педагог Сергей Герасимов, на курсе которого она училась во ВГИКе.
Ещё студенткой он снял её в своей драме «Люди и звери», испытывал к девушке нежные чувства, но она ему отказала. После этого могущественный режиссёр сделал всё, чтобы начинающей актрисе не доставались главные роли, а потом уже она сама приложила все усилия для того, чтобы окончательно загубить свой творческий путь.
Родилась и выросла Татьяна в Москве, в школьные годы увлекалась художественной самодеятельностью, обожала кино, но после получения аттестата не решилась связать свою жизнь с искусством. Она поступила в медицинское училище, с отличием его окончила и около двух лет работала медицинской сестрой в больнице. Но любовь к кино никуда не делась, а тут ещё и пациенты, особенно мужчины, стали проявлять интерес, оценивая яркую внешность девушки так: «Ох, какая красавица! Настоящая актриса!»
В итоге Татьяна призналась себе, что выбрала не ту профессию, действительно хотела бы стать актрисой, и внешность у неё для этого самая что ни на есть подходящая. Оставив дежурства и уколы, она с первого раза поступила во ВГИК, попала в мастерскую Тамары Макаровой и Сергея Герасимова, с ней вместе учились многие парни и девушки, ставшие потом знаменитыми актёрами. Ещё студенткой Гаврилова стала сниматься в кино, дебютировав в военном фильме «В трудный час». В тот же год в курсовой институтской работе сыграла главную роль в комедии «Молодая любовь».
На 3-м курсе Герасимов пригласил её и ещё одну студентку своего курса Жанну Болотову для участия в своей картине «Люди и звери». Фильм был снят при сотрудничестве с киностудией ГДР, только в СССР его посмотрели 40 с лишним миллионов человек, и Татьяна с Жанной получили первую известность и узнаваемость. Это была единственная совместная работа Герасимова и Гавриловой, больше мастер свою ученицу не снимал, и со слов Татьяны поспособствовал тому, чтобы и другие режиссёры не доверяли ей главные роли – не смог простить отказ.
Как бы там ни было, но в следующем году она вновь сыграла главную героиню в деревенской повести «Последний хлеб», а потом уже ей доставались только роли второго плана и эпизодические. Но девушка не отчаивалась, она верила, что всё равно сможет добиться успеха своим талантом и трудолюбием.
Так и вышло – она обладала высочайшим мастерством перевоплощения, умела даже крохотные образы сделать незабываемыми, зрители до сих пор помнят её хамоватую официантку в ленте «Дайте жалобную книгу», Инну Семицветову в комедии «Берегись автомобиля», каторжницу Сонетку в картине «Катерина Измайлова», представительницу воровской малины Люсьен в криминальной драме «Калина красная», а как потрясающе она танцевала в фильме «Вас вызывает Таймыр»!
Сразу после окончания института Татьяна вошла в труппу Театра киноактёра, многие спектакли с её участием были экранизированы, так что зрители часто видели Гаврилову на телеэкранах. В театре она познакомилась с коллегой Изольдой Извицкой, и была просто очарована этой невероятно красивой киноактрисой. Женщины подружились, почувствовали друг в друге что-то своё, родное, и стали неразлучны.
Изольда была тогда в зените славы, ездила с делегациями по всему миру, а вернувшись, опять погружалась в семейные скандалы с любимым мужем, любила выпить и излить душу верной подружке Татьяне. Именно Гаврилова поддерживала и утешала знаменитую актрису, когда карьера той стала рушиться из-за алкоголя, и сама не заметила, как тоже пристрастилась к спиртному.
Потом Извицкая попала в психиатрическую лечебницу, и Татьяна была практически единственной из многочисленных друзей и приятелей, кто навещал её, помогла прийти в себя после выписки. А в 1971 году Изольды не стало, Татьяна очень тяжело переживала её уход, стала страдать длительными запоями, и как результат – режиссёры перестали приглашать сниматься и её тоже, теперь Гавриловой перепадала одна роль за 2-3 года.
Вскоре красота актрисы поблекла, следы её возлияний стали видны невооружённым взглядом, и роли стали соответствующие, чего стоит эпизод в картине «Брызги шампанского» — там Татьяна изобразила женщину в очереди за водкой. Или образ Аньки в трагикомедии «Небеса обетованные» — поговаривали, что Эльдар Рязанов пригласил Татьяну потому только, что её не надо было гримировать для роли маргинального элемента.
Её не вызывали на ковёр к руководству и не устраивали изобличительных показательных собраний, после преждевременной кончины Извицкой понимали – бесполезно. Но и работы не давали, держали в штате из жалости да из уважения к её непростому мужу, художнику Эдуарду Курочкину.
Замужество Гавриловой вызывало много вопросов – вроде брак был официальный, но многие недоумевали: как может такой человек как Курочкин жить с откровенно пьющей женщиной? Где он был, когда она оказалась в психбольнице и провела там последние 5 лет жизни? Говорили, что статус женатого нужен Эдуарду Степановичу чтобы беспрепятственно выезжать за границу, где ему организовывали выставки, поэтому он и не меняет ничего в своей жизни, несмотря даже на то, что детей у них не было. Художник оставался мужем Татьяны до конца её жизни, и похоронив её, больше не женился.
В 80-е актриса ещё снималась от случая к случаю, а в начале 90-х без работы оставались куда более известные и успешные артисты, что уж говорить о Гавриловой. Она очень страдала от невостребованности, но совладать со своей зависимостью не могла. Последнее её появление на экране было в 1994 году, в авторском цикле документальных фильмов Леонида Филатова «Чтобы помнили» Татьяна Анатольевна рассказала о судьбе Изольды Извицкой.
А потом и сама оказалась в психиатрической больнице, но в отличие от любимой подруги так и не смогла оттуда выйти. В последние годы актриса очень тяжело болела, она лишилась голоса, обоняния и вкусовых качеств, а потом и вовсе не могла передвигаться без инвалидного кресла. Её почти никто не навещал, Лариса Лужина, ранее общавшаяся с Гавриловой довольно тесно, говорила, что Татьяна стала совсем неузнаваемой: «Беззубая старуха, которая уже ничего не понимала и совсем не говорила». А ведь ей было всего 60 лет.
Не стало этой замечательной актрисы редкого таланта, увы, неоценённого режиссёрами, в октябре 2000 года, общественность узнала об этом лишь через несколько дней. Похоронена Татьяна Гаврилова на Долгопрудненском кладбище Московской области.