Режиссера Владимира Меньшова предложенный сценарий фильма абсолютно не впечатлил. Зацепил его только один момент — когда Катерина ставит будильник еще студенткой, а просыпается уже директором. Ему даже показалось сперва, что из сценария выпали листы в этом месте, а оказалось — это такая находка сценариста.
При работе над фильмом режиссеру пришлось вспомнить биографии знакомых, родственников, рабочие эпизоды своей жизни. Он знал об этих людях не понаслышке. Ведь до учебы в театральном он успел поработать токарем, шахтером, и моряком, и водолазом. И тогда он вел дневник, куда записывал яркие фразы тех, с кем он работал.
На роль Катерины Владимир Меньшов хотел пригласить Маргариту Терехову, Ирину Купченко, Анастасию Вертинскую. Но сценарий не заинтересовал их, как не заинтересовал и его супругу, Веру Алентову, назвавшую его мурой. Но мужу она не смогла отказать, а когда были проведены пробы, Меньшов был потрясен — его Катерина была совсем рядом!
С трудом уговорили Алексея Баталова сыграть роль слесаря-интеллигента. Кстати, первоначально, по сценарию, он должен был быть электросварщиком на стройке.
А уж он сам, в свою очередь, уговорил отпустить на съемки дочь родителей Натальи Вавиловой, которые мечтали для нее о карьере в МИДе. Когда Алексей Баталов пришел к ним лично, они были ошеломлены. С легкой руки Баталова Наталью впоследствии поступила во ВГИК.
Сам режиссер появился в кадре, как один из друзей Гоши:
В прокате фильм пользовался ошеломительным успехом, но критики ее громили. Вот как об этом вспоминал сам Владимир Меньшов:»Тогда мне была непонятна истовая ненависть к «Москве слезам не верит» со стороны элитной интеллигенции. Люди просто не могли подобрать слов, чтобы выразить степень своего презрения к картине и быдлу, которое её смотрит. Для меня природа этой ненависти открылась значительно позже. Она была абсолютно социальной. Сидя на кухнях, интеллигенция договорилась между собой, что здесь, «в этой стране», жить нельзя.»
Я думаю, что, конечно, нельзя говорить о том, что вся советская интеллигенция не приняла фильм. Видимо, речь идет о тех, кто впоследствии использовал первый же шанс, чтобы уехать.
Фильм тогда получил «Оскара», но Владимира Меньшова за ним не выпустили. Награду он получил только в 1989 году, где ему дали ее подержать на сцене, и ожидали, что он ее вернет, но режиссер «Оскар» забрал с собой.