В Новый год 1973 года советских детей приковала к экранам волшебная сказка о несчастной девочке, которая отправилась на поиски подснежников в декабре по прихоти королевы. С тех пор «Двенадцать месяцев» остается фильмом, который способен подарить новогоднее настроение не одному поколению зрителей.
В основу экранизации легла одноименная пьеса Самуила Маршака — в ней читатели могут встретить немало параллелей с «Золушкой», историей о злой мачехе и скромной падчерице, но секретом успеха фильма стала идея о победе тепла, которое способно растопить лед между людьми даже в самую холодную зиму — так рассказывала о картине Лиана Жвания, которая исполнила роль королевы.
Чтобы артисты ассоциировались только со своими героями, режиссер Анатолий Граник решил пойти на риск и пригласил в проект дебютантов. Лиана Жвания, прежде чем примерить образ королевы, едва успела закончить театральный институт. На пробах ей предложили прочесть реплики всех персонажей, прежде чем постановщик понял, что перед ним идеальная королева. Ей оставалось только отрастить волосы по просьбе режиссера.
Падчерицу также сыграла дебютантка — Наталья Попова, однокурсница Лианы.
Граник разглядел в актрисе спокойный, меланхоличный характер и мечтательную натуру, поэтому ей не было сложно вжиться в роль Падчерицы, которая внезапно превратила ее в актрису одного образа. Зато съемки подарили ей любовь на всю жизнь: артистка встретила на площадке Андрея Басова, который сыграл месяц Апрель, с тех пор они не расставались.
Лиане Жвании тоже повезло — консультантом на съемках работал сын Маршака, который был покорен образом артистки. Позднее она признавалась, что наследник писателя посвящал ей стихи.
Кроме того, успех фильма можно объяснить вдумчивым подходом режиссера. Граник обсуждал героев с каждым актером и помогал выстроить психологический портрет персонажа, в который можно было полностью погрузиться. Так, он объяснял Лиане, что королева — такая же сирота, как и падчерица. Хотя она и живет в замке, но окружена не любящими людьми, а придворными интриганами, именно поэтому она настолько капризна, что требует подснежники в декабре.
Позднее артистка отмечала, что «Двенадцать месяцев» — фильм, который мог оказаться на самой дальней полке киностудии. Дело в том, что во время смотра студийные боссы заметили слишком много политических параллелей, несмотря на то, что это была всего лишь детская сказка. Ситуацию спас сын Маршака Иммануил, который разуверил цензоров в нежелательных ассоциациях.