Как создавали «Калину красную»: интересные истории со съемочной площадки

После успеха в прокате «Печек-лавочек» Василий Макарович Шукшин вынашивал амбициозный замысел съемок серьезного фильма о Степане Разине. С этой идеей он обошел много важных кабинетов и даже написал в ЦК, но все чего добился — предложение снять фильм о советской действительности. И режиссер загорелся идеей, хотя мизерный бюджет (жалкие 289 тысяч рублей) и главный герой — уголовник уже тогда сулили будущей картине немало проблем. Так начиналась «Калина красная»…

Фото из открытых источников

Сюжет фильма Шукшин взял из собственной жизни. Одна из его двоюродных сестер на самом деле переписывалась с заключенным. Тот тоже писал душевные письма и обещал приехать после окончания своего срока. Даже новую героиню — Любу Байкалову — автор назвал в честь сестры.

Поющие уголовники
Подбирая музыкальное сопровождение к фильму, Шукшин хотел сделать заглавной темой песню «Калина красная» авторства композитора Яна Френкеля. Однако, товарищ Френкель повел себя не по-советски и запросил столь солидный гонорар за свое произведение, что Василий Макарович был вынужден отказаться от этой идеи.

Фото из открытых источников

Вместо этого он вспомнил кадры документальных съемок из архивов МВД, на которых простой советский заключенный очень душевно и самозабвенно пел романс на стихи Есенина. Черно-белая хроника почти в неизменном виде так и вошла в картину. Получил ли трогательный поющий зек с грустными глазами какой-то гонорар, история умалчивает.

Настоящая народная актриса
А с одной из самых сильных сцен фильма, где герой Шукшина приезжает с Любой к своей матери, вообще приключилась любопытная история. Ветхая старушонка, исполняющая роль матери Егора, на самом деле не исполняла никакую роль. Ефимия Быстрова вообще не была актрисой и даже не подозревала, что принимает участие в каких-то там съемках.

Фото из открытых источников

Изначально на эту роль планировали пригласить настоящую, живую и профессиональную актрису подходящего возраста, но что-то не срослось, а сроки катастрофически горели. И Шукшин нашел оригинальное решение. Он опросил местное население и выбрал бабушку с подходящей его творческим замыслам внешностью и судьбой. К ней он и отправил Лидию Федосееву под видом журналистки.

Так что, когда в фильме Люба выспрашивает у бабушки о ее детях, та рассказывает чистую правду, которая непостижимым образом максимально органично вписывается в сценарий.

Фото из открытых источников

Самому Шукшину история старушки настолько запала в душу, что он еще много раз навещал ее в свободные минуты. То поговорит по душам, то крышу подлатает, то дров наколет.

Некоторые сцены из бабушкиного монолога чиновники от Госкино впоследствии приказали вырезать. В частности те, где она жалобилась на маленькую пенсию и плохую работу сельсовета. Оно и понятно, советский гражданин должен быть счастлив во всем, даже если ему прилично за 80.

Консультации с бандитами
А теперь предлагаю вспомнить эпизод, где бывший муж Любы вызывает Егора на «мужской» разговор, который по сценарию должен был закончиться дракой. Эту самую драку и начали усиленно репетировать. Но Шукшин всякий раз оставался недоволен своей игрой. Ему казалось, что все это получается слишком наигранно и зритель ни за что не поверит.

Когда режиссер понял, что его знаний по данному вопросу недостаточно, он обратился к настоящим знатокам бандитских разборок — местным криминальным шишкам. Те на удивление отнеслись к просьбе с пониманием и прибыли на съемочную площадку для консультаций.

Фото из открытых источников

И подсказали, что настоящий бандит вряд ли стал бы как лев сражаться с заведомо превосходящими по численности противниками. А загнанный в угол, постарался бы взять их на испуг. Что Шукшин с блеском и исполнил, продемонстрировав в кадре стальной взгляд безжалостного убийцы. Ни на секунду не возникло сомнений, что в кармане у него в тот момент был настоящий пистолет и что он был готов без колебаний пустить его в ход.

Главный зритель Советского Союза
В конце концов работа над картиной была завершена и ее отправили на страшный суд в Госкино. Строгая и ни разу не справедливая комиссия по обыкновению нашла в отснятом материале много лишнего и антисоветского. Режиссеру было приказано устранить недоработки.

Фото из открытых источников

Шукшин слег в больницу, но лишь чуть-чуть полегчало сбежал и со слезами на глазах принялся кромсать свое детище. Страшно представить, сколько уникальных кадров пошло тогда под нож. Следующая попытка — и снова неудача, и новые правки, и очередное обострение запущенных болезней.

Возможно, мы с вами так и не увидели бы эту великолепную картину, если бы не счастливый случай. В ту пору страной руководил мудрый и дальновидный Леонид Ильич Брежнев. И кроме страстной любви к охоте, скоростной езде и поцелуям с политическими деятелями, он был не против посмотреть у себя на даче что-нибудь новенькое из отечественного кинематографа.

Фото из открытых источников

Так получилось, что на его очередную просьбу, вождю показали «Калину красную», еще окончательно не утвержденную. Генсек пришел в восторг (говорят, даже пустил скупую коммунистическую слезу) и повелел как можно скорее выпустить фильм на большой экран. После такой рецензии нападки на фильм прекратились и 25 марта 1974 года ее увидел простой зритель. Увидел и полюбил навсегда.

К сожалению, картина стала последней режиссерской работой для великого Шукшина. В том же году он ушел из жизни на съёмках пронзительной военной драмы «Они сражались за Родину».

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓

Как создавали «Калину красную»: интересные истории со съемочной площадки