Светлана Тома создала на экране незабываемый образ свободолюбивой цыганки Рады. А есть ли в ней цыганская кровь, и как складывалась жизнь яркой женщины и талантливой актрисы?
Счастливое детство в солнечной Молдавии
Родилась 24 мая 1947 года в Кишинёве. Её родители, Андрей Васильевич Фомичёв и Идес Шойловна Сухая (её звали упрощённо Идой Сауловной), познакомились в Кишинёвском сельскохозяйственном институте. Отец учился, а мать работала секретаршей. У обоих — боевое прошлое, Андрей воевал во время Великой Отечественной войны, а Ида в 30-е годы в Бессарабии была связной в коммунистическом подполье.
После окончания института папа работал председателем колхоза в Бельцком районе Молдавской ССР, мама — библиотекарем. Света росла в простых условиях, а вокруг — дивная природа, сады, виноградники. Любила лошадей, с детства объезжая жеребят. Обожала гостить у тётушек в Румынии, где её обучали правилам этикета и прививали вкус в одежде и манерах, заставляли читать классическую литературу.
Неожиданный поворот в судьбе
Под их влиянием Светлана поступила на юридический в Кишинёвский государственный университет. Однако, в жизнь девушки вмешался Её Величество Случай, и она стала актрисой, а также нашла любовь на всю жизнь — и сладкую, и горькую.
Ей было 19 лет, она стояла на автобусной остановке, где её и увидел актёр Михаил Бадикяну, снимавшийся на студии «Молдова-фильм». Восхитившись красотой девушки, он пригласил её прийти на кинопробы к режиссёру Эмилю Лотяну, который готовился к съёмкам фильма «Красные поляны» и искал актрису на главную роль Иоанны, дочери чабана.
Лотяну вспоминал:
Я помню, как ко мне пришла Света Тома. Ее нашли на остановке. Были сумерки, в комнату вошла девочка, никакая не актриса, не фотогеничная. Но, как только я ее увидел, понял, что из этого чудеснейшего материала можно лепить. Это всё излучало ее тело, её глаза.
Откуда взялся творческий псевдоним
Светлане очень захотелось сняться в фильме, желал этого и режиссёр, поехавший за 140 км от Кишинёва к родителям Светланы, чтобы уговорить их отпустить дочь.
Светлана носила фамилию Фомичёва. Лотяну полюбил заходить в гости к тётушкам актрисы, которые жили в Кишинёве и устраивали обеды по выходным во внутреннем дворике дома, собирались родственники и друзья. От тёток он узнал, что прабабушка Светланы носила фамилию Тома (ударение на последний слог) и уговорил Свету взять псевдоним. Кстати, в паспорте актриса никогда фамилию не меняла, даже во время замужеств, и всю жизнь остаётся Фомичёвой.
Через неделю после кинопроб мы уехали на съемки «Красных полян» в Карпаты, где и начались наши с Эмилем удивительные и вместе с тем сложные отношения.
Великолепный старт в кинематографе
Съёмки прошли в 1966 году, на следующий год картина вышла на экраны и удостоилась приза на Всесоюзном кинофестивале. После съёмок Светлана не мыслила свою жизнь без кино и поступила в Кишиневский институт искусств имени Г. Музыческу.
В 1968 снялась в двух фильмах. Владимир Венгеров снял «Живой труп» по Л. Н. Толстому, Тома сыграла цыганку в этой экранизации. И снова её пригласил Эмиль Лотяну. На этот раз картина «Это мгновение» посвящалась молдаванам, сражавшимся в Испании против франкистов.
Яркие, но сложные отношения и трагедия с мужем
Роман между Светланой и Эмилем протекал очень бурно. Две творческие натуры ни в чём не хотели уступать друг другу, но везде появлялись вместе, ссорясь, расходясь и вновь устремляясь друг к другу.
С Лотяну было сложно, — вспоминала Светлана. — Эмиль — очень эмоциональный и сложный человек. Невероятно талантлив: поэт, режиссер, сценарист… И любовь у нас была.
Но в какой-то момент Светлана осознала, что хочет самую обычную счастливую семью и спокойного надёжного человека рядом. Ей сделал предложение однокурсник Олег Лачин, когда они закончили институт и по распределению отправились в Тирасполь.
Наверное, нельзя сказать, что я его сильно любила. Просто я к нему сбежала от Эмиля.
Родилась дочь Ирина, сейчас она тоже актриса. Однако, семейная жизнь продлилась совсем чуть-чуть. Когда Ирочке было всего восемь месяцев, произошёл несчастный случай: на рыбалке Олега задело винтом катера, и он умер от потери крови.
Триумфальный фильм «Табор уходит в небо»
Тома тяжело переживала, много снималась. С Лотяну они снова стали любовной парой. Помимо названных двух фильмов она снялась в его картинах «Лаутары», «Эхо горячей долины», «Табор уходит в небо».
В «Таборе» сыграла цыганку Раду, фильм, вышедший на экраны в 1976 году, был чрезвычайно популярен, его показали на всевозможных фестивалях по всему миру, он завоевал около 30 призов, и картину купили для показа в 140 странах.
Эмиль видел эту героиню-красавицу чрезвычайно пластичной и с летящей походкой. Тренировал Светлану перед съёмками, заставляя её ходить с грузами, привязанными к ногам. Актриса едва могла передвигаться, ведь каждый весил 20 килограмм! Зато на съёмочной площадке порхала, что и требовалось Лотяну.
«Наши отношения длились всю жизнь – до его ухода»
А в 1978 году Эмиль Лотяну нашёл новую музу, 16-летнюю Галину Беляеву, сняв её в главной роли в фильме «Мой ласковый и нежный зверь». С ней они поженились в 1979 и прожили вместе около пяти лет, затем развелись.
Тома тоже снялась в том фильме и опять в роли цыганки! Кстати, к Беляевой она никогда не ревновала Эмиля:
Я никогда не ревновала Эмиля к его жене Галине Беляевой. Эмиль — не тот мужчина, который мог бы полюбить недостойную женщину.
В 1983 году на экраны вышла картина «Анна Павлова», и снова Лотяну снял обеих своих любимых женщин. Галину в главной роли балерины Павловой, а Тома сыграла мать балерины.
Светлана ещё раз выходила замуж. Её избранником стал драматург Андрей Вишневский. Пара поженилась в 2000 году, а через пять лет развелась. Лотяну же всегда присутствовал в жизни Светланы.
Наши отношения длились всю жизнь – до его ухода. Всплеск, потом у каждого своя жизнь, потом опять встреча и опять расставание. Я не хотела быть его официальной женой, потому что понимала: брак для него – это начало конца. Он был человек с крыльями, а любое ограничение ему крылья подрезало.
Эмиль Лотяну ушел из жизни в 2003 году, и его вместе провожали в последний путь Светлана Тома и Галина Беляева.
Где ещё снималась актриса
На счету Светланы около 70-ти фильмов и сериалов. В советское время её снимали и другие известные кинорежиссёры: Валерий Ахадов — «Семейные дела Гаюровых» (1975), Максуд Ибрагимбеков — «Прерванная серенада» (1979), Павел Чухрай — «Люди в океане» (1980), Яков Фрид — «Благочестивая Марта» (1980), Владимир Савельев «Капитан Фракасс» (1984), Владимир Басов — «Семь криков в океане» (1986) и других.
В 90-е гастролировала по стране с антрепризой и выступала в различных концертных программах. Также регулярно появляется по сей день в различных фильмах и сериалах.
Чем занята сейчас Светлана Тома
Актрисе 75 лет, но она активно и с удовольствием работает. Снимается уже в третьем сезоне популярного сериала режиссера Веры Сторожевой «Шифр», где актриса играет мать героя. Много работает в антрепризах в разных компаниях, один из спектаклей «Заложники любви» успешно идёт больше 20 лет. С 2019 года играет в Московском областном Театре юного зрителя под руководством Нонны Гришаевой.