В конце 60-х годов телевизионное кино в нашей стране выделилось в отдельный полноценный жанр. Этому способствовало появление новых технологии качественной видеозаписи, а также открытие в 1964 году большого Останкинского телецентра, который по количеству и качеству съёмочных павильонов не уступал лучшим киностудиям страны.
И если раньше популярные киноленты адаптировали для демонстрации по телевидению, то теперь наиболее успешные телевизионные фильмы, стали переводить в формат кинопроката. А достойных телевизионных фильмов было создано немало.
В 1982 году на Первой программе Центрального телевидения состоялась премьера телевизионного художественного фильма режиссёра Леонида Пчёлкина «Кража», поставленного по одноименной пьесе Джека Лондона.
По многочисленным откликам телезрителей, фильм имел успех. И этому способствовало несколько факторов.
Во-первых, отличная литературная основа, в которой было всё, что могло заинтересовать зрителей с самыми разными интересами. Это и детективная тема, и любовная линия, а также нравственный и политический конфликты.
Во-вторых, в фильме собрана прекрасная команда актёров: Иннокентий Смоктуновский, Анастасия Вертинская, Олег Борисов, Юозас Будрайтис, Елена Сотникова и многие другие популярные артисты, которые плохо просто не умели играть.
К тому же это произведение, которое обличало «звериный оскал капитализма», не встретило препятствий со стороны советской цензуры, если не сказать наоборот.
Так получилось, что я прочитал пьесу за несколько лет до фильма, и она на меня особого впечатления не произвела. В ней есть много рассуждений о политике и мало самого театрального действия. Когда смотрел фильм, я уже знал сюжет и, тем не менее, смотрел его с большим интересом! Потому что кинообразы персонажей были на много ярче книжных, а события развивались намного динамичнее и драматичнее, чем в самой пьесе. Наверное, в этом и заключается талант режиссёра.
Это был тот редкий случай, когда постановка получилась ярче и увлекательнее первоисточника. По крайней мере, это моё мнение. И оно не изменилось до сих пор.
Настоятельно рекомендую пересмотреть этот фильм в наши дни. И особенно тем, кто не видел его раньше. Вы невольно сами проведёте параллель между теми событиями и нынешними. И это при том, что пьеса написана известным американским автором более века назад.