У этих замечательных однофамильцев ровно 20 лет разницы. Понятно, что в советское время многим казалось, а почему бы этим мужчинам не быть в каком-либо родстве. Да и я, многие годы внимательно вглядывался в профиль Бориса, ища хотя бы малейшее сходство с Петром Ивановичем. Да и что скрывать, иногда казалось — что-то родное в их лицах имеется. Но более юный артист был рождён в Ленинграде в 1949-м, а старший появился на свет в Калужской области за 12 лет до ВОВ.
Ставший с годами кряжистым и основательным Пётр Щербаков всегда выглядел старше своих лет. Зритель мгновенно полюбил его за роль Уфимцева в чудесном фильме «Добровольцы» 1958 года, где 29-летний артист был более чем заметен. Несомненная удача случилась у него и в 1983 году, когда молодой режиссёр Карен Шахназаров пригласил, сильно повзрослевшего Петра Ивановича, в весьма популярную комедию «Мы из джаза». Рассказывают, что Щербаков столь ответственно подошёл к своему играющему на саксофоне персонажу, что посмотрев кино, многие профессиональные музыканты отмечали его похвальную похожесть игры на этом духовом инструменте.
Но мне более всего нравится его Наум Федотыч Лотохин, в искрящейся мелодраме «Красавец-мужчина» 1978 года, где Пётр Иванович по истине прекрасен. Да и в телефильме «Старый Новый год» его Гоша-баянист так же весьма хорош. Кстати, зрители перед сеансом могли наблюдать этого замечательного артиста в предварявшем кино, журнале «Фитиль». Всего в нём у Щербакова набралось 22 разнообразных образа, начиная с 1974 года и до 1991-го.
Да, красавца Бориса Щербакова я заприметил, как ни странно, в роли стареющего горнолыжника в странно коротком фильме 1977 года «Миг удачи». Здесь в роли безликого корреспондента выступил и недавно отметившийся в драме «Старший сын», Николай Караченцов. Борису Васильевичу здесь уже 28, и он ранее успел отметиться двумя ролями футболистов в спортивных картинах: «Одиннадцать надежд» и «Такая она, игра». А на сегодняшний день Щербакову, судя по фильмографии, не хватает каких-то 3-х работ до завершения второй сотни. Но это… поправимо.
Мне, как ни странно, чем-то симпатична его игра в «разудалом» фильме середины 90-х «Жених из Майами». Вот уж здесь этот прекрасный МХАТовский артист не перенапрягся. Да и кто из заслуженных мастеров когда не «наигрывал», на съёмках торопливого Анатолия Эйрамджана. Удивительно то, что эту не замысловатую комедию частенько показывают по спутниковым каналам, в отличие от действительно достойных картин. Но всё же, приехавший из США отыскать себе русскую жену тов. Авдеев, особенно рядом с абсолютно не надрывающимся М.М. Державиным, многим мил и до сих пор.
Понятно, что бОльшую часть творческой жизни этих знаменитых однофамильцев занял театр. Пётр Иванович с 1960 по 1985 служил в «Современнике». И я бы никогда бы не поверил, что простоватый на вид Борис Васильевич, как оказалось, долгие-предолгие годы, вплоть до 2003, отворял двери МХТ им. Чехова. И если «первого» Щербакова с нами нет уже 30 лет, то «одногодка» Боярского всё ещё успешно продолжает трудиться на телевидении. Кстати, завидной бодрости этому 72-летнему «парню», отнюдь…. «не занимать»… .