60 лет назад на экраны вышла комедия «Королева бензоколонки», которая добавила популярности звезде советского кино Надежде Румянцевой, снявшейся в главной роли. Фильм с незамысловатым «производственным» сюжетом сейчас, может быть, не так интересен большинству зрителей. Но для тех, кто увлекается историей автомобилестроения в СССР, он представляет огромную ценность. Ведь в кадрах запечатлены редкие по нынешним временам образцы техники, среди них автобус, сделанный в единственном экземпляре.
Тогда, в далеком 1963-м, эта новая комедия вызвала нешуточный зрительский ажиотаж – в том числе из-за участия в ней очень популярных актеров Надежды Румянцевой, Юрия Белова, Алексея Кожевникова. По итогам года «Королева бензоколонки» заняла почетное 5-е место в советском кинопрокате, ее посмотрели свыше 34 миллионов человек.
Уже из названия фильма понятно, что в нем много «автомобилизированных» героев и эпизодов, связанных с колесной техникой. Но все гораздо круче. Авторы картины приготовили зрителям настоящий эксклюзив: в истории советского кинематографа не найдется, пожалуй, другой художественной киноленты, где были бы показаны «живьем» столь уникальные машины.
В нескольких мизансценах «Королевы…» участвует экспериментальный автобус «повышенной комфортности» для междугородних маршрутов — ЛАЗ «Украина-1», конструкцию которого разработали на Львовском автобусном заводе
Энтузиасты этого совсем молодого предприятия, организованного лишь в конце 1940-х и «усиленного» опытными специалистами из Горького и Ярославля, сумели создать в 1961 году весьма «продвинутый» даже по общемировым меркам автобус. В конструкции «Украины-1» было применено немало технических новинок и решений, которые еще практически не использовались в Союзе при выпуске такой техники.
По нынешним временам применительно к этому образцу автобуса наверняка использовали бы звучный англицизм: «концепт-кар». Даже внешне он сильно отличался от других своих собратьев, выпускавшихся в Союзе. Да и при сравнении с пассажирскими машинами лучших зарубежных фирм вряд ли им проигрывал. По мнению многих знатоков истории автомобилестроения «Украина-1» вполне могла бы занять достойное место в списке самых красивых автобусов мира.
Конструкторы спроектировали очень оригинальный кузов с несущим основанием, – то есть у этого ЛАЗа не было рамы, как у большинства автобусов того времени. Корпусу придали скругленные формы и сделали вытянутый вперед обтекаемый «нос», добавляющий автобусу внешнего эффекта стремительности. Непривычно выглядела сдвоенная оптика «Украины»: ее «передок» украшали не одиночные, а парные фары. Увидев эту конструкцию многие советские граждане наверняка вспоминали состоявшуюся несколькими годами раньше американскую выставку в Москве, где демонстрировались роскошные заокеанские «кадиллаки», «шевроле» и «бьюики» с похожими четырьмя «глазами» на «физиономии».
«Начинка» ЛАЗа была тоже весьма «продвинутая». На нем установили лишь недавно освоенный в производстве 150-сильный восьмицилиндровый V-образный двигатель ЗиЛ-130 и 5-ступенчатую синхронизированную коробку передач с пневмогидрвлическим приводом. Автобус мог разгоняться на шоссе до 100 км/час. Плавность ходя обеспечивала пневматическая подвеска с телескопическими амортизаторами двухстороннего действия. Управлять 7-тонной «Украиной» было достаточно легко, благодаря мало распространенной еще тогда среди отечественных машин системе, — руль снабжен гидроусилителем.
Создатели чудо-ЛАЗа позаботились о комфорте для тех 36 пассажиров, на перевозку которых был рассчитан автобус. В салоне стояли «самолетные» кресла с регулируемым наклоном спинок. Вдобавок в каждой спинке имелся плафончик – устройство индивидуального освещения: захотел включил, захотел выключил. Также были предусмотрены отопитель и вентиляционная система. Чтобы людям в дальней дороге не было скучно, ЛАЗ оборудовали радиоприемником и несколькими динамиками, рассредоточенными по салону. Кроме всего прочего путешествующим предоставили отличную возможность любоваться теми красотами, мимо которых проезжала «Украина-1». У нее были большие окна, причем они располагались не только по бортам, но и «заползали» на крышу салона (а чтобы через эти прозрачные панели летом в погожую погоду не слепило солнце, имелись специальные шторки).
В общем, получился у львовян не автобус, а «конфетка». Изготовленный на заводе опытный образец был отправлен на ВДНХ, где вызвал настоящий фурор среди посетителей. Многие просто не могли поверить, что столь «навороченную» красивую машину сделали не в Америке, а у нас в стране. Книга отзывов быстро заполнилась восторженными записями, граждане единодушно высказывали пожелание, чтобы таких автобусов делали побольше.
Увы! Подобные перспективы оказались из области фантазий. Наладить серийное производство «Украин» на Львовском автобусном так и не смогли. У завода просто не было ресурсов для этого, да и обеспечивать львовских автомобилестроителей в массовом порядке суперсовременными системами и узлами, которыми они напичкали свой ЛАЗ, советской промышленности оказалось не под силу.
Однако, как считают некоторые исследователи, именно удавшийся «бенефис» такого экспериментального автобуса на выставке в Москве подтолкнул высокое советское руководство к решению создать в стране специальное КБ по проектированию автобусов средней и большой вместимости, — пусть, мол, продвигают вперед уровень развития автобусной техники в нашей стране.
А «Украина-1», словно оправдывая свое цифровое обозначение, осталась в единственном экземпляре. Последующая судьба «штучного» автобуса не известна. До наших дней он не уцелел, значит, был списан и отправлен в металлолом. Впрочем у нас все-таки есть возможность увидеть этот один из самых красивых в мире автобусов благодаря тому, что его сняли в фильме «Королева бензоколонки».
Именно «Украину-1», согласно сценарию, водит персонаж комедии, которого играет известный советский актер Юрий Беляев, — Славка Кошевой. В нескольких мизансценах он подъезжает на ней к заправке, где работает главная героиня. Причем зрители видят на «лбу» ЛАЗа обозначение междугороднего маршрута: «Киев – Ялта». Ну конечно, куда же, как не в празднично-курортный Крым, можно ехать на таком красавце!
В «Королеве…» снялся и другой необычный «четырехколесный актер» — тоже из числа экспериментальных образцов, изготовленных в самом начале 1960-х советскими автомобилестроителями. Речь идет о большегрузном карьерном самосвале БелАЗ- 540А. Махина четырехметровой высоты и весом более 20 тонн по замыслу режиссера подруливает к бензоколонке, «королевой» которой стала бойкая девушка Людмила Добрыйвечер (актриса Надежда Румянцева). Этот «киношный» БелАЗ на момент создания картины являлся «посланцем из будущего»: ведь серийное производство таких исполинов на автозаводе в Белоруссии началось лишь спустя почти 3 года после съемок фильма. А в кадрах «Королевы бензоколонки» запечатлен опытный образец «пятьсот сорокового», собранный в 1961 году. Его самая заметная отличительная черта – четыре фары впереди. У серийных БелАЗов таких фар осталось только две.
Конечно гигантский грузовой автомобиль смотрится в кадре рядом с обычной автозаправкой очень эффектно. Но ради такой эффектности создателями комедии пришлось пойти на явное искажение правды. Ведь на БелАЗе установлен дизельный двигатель, и заливать в топливные баки этого самосвала обычный бензин было бы совсем неправильно.
И еще одна — уже «околоавтомобильная», «накладка», которую можно заметить при внимательном просмотре комедии. На общем плане автозаправочной станции, являющейся главным местом действия «Королевы…», обнаруживается ее «двойник»: справа и чуть позади за деревьями проглядывает точно такой же павильон АЗС.
Причина подобного «раздвоения реальности» — в проблеме, которая возникла по ходу работы над картиной у съемочной группы. Создатели фильма заранее присмотрели подходящую натуру — заправочную станцию в городе Пирятин Полтавской области. Однако когда дело дошло до съемок мизансцен на этой АЗС, выяснилось, что соответствующего разрешения от организации-«хозяина» заправки получить никак не удается: утвержденные правила пожарной безопасности запрещают размещение мощного электрического оборудования, каким пользуются при киносъемках, в непосредственной близости от емкостей с бензином.
Пришлось построить на пустыре неподалеку от настоящей автозаправки ее копию. Мастера бутафорского цеха киностудии им. Довженко все воспроизвели так точно, что, по воспоминаниям участников работы над фильмом, во время съемок были случаи, когда к «киношной» АЗС подруливали машины, чтобы пополнить запас бензина.
«Однажды утром, когда мы еще не успели развернуть аппаратуру, на нашу АЗС свернул с трассы грузовик, и водитель потребовал его заправить, — рассказывал позднее в интервью один из создателей фильма. — Надя Румянцева, не моргнув глазом, сказала: «Вашу машину заправлять не буду. Она грязная, водитель небрит…» У шофера речь отнялась. Подошел Андрей Сова (в фильме он играл роль начальника АЗС – А.Д.). «Вы начальник?» — спросил шофер. «Да, я», — серьезно ответил Андрей Корнеевич. — «Что же это вы поставили тут эту фитюльку, требующую, чтобы я побрился?» — «Правильно требует, по инструкции». — «Я буду жаловаться!» Тут появился наш «милиционер» Паша Винник (этому актеру в комедии досталась роль автоинспектора, старшего лейтенанта – А.Д.): «…Предъявите ваши права…» Водитель машины был в итоге совершенно разгневан…»
Как рассказывали участники этой «импровизации», стало понятно, что розыгрыш зашел уже слишком далеко. Шоферу объяснили: здесь снимают кино, и автозаправка ненастоящая. Но водила не поверил. Тогда режиссер Николай Литус подтолкнул вперед исполнительницу главной роли: «Да смотрите, это же Надя Румянцева, «неподдающаяся»!» Артистка к тому времени уже была всем знакома по очень популярной картине «Неподдающиеся». После такой подсказки шофер ее, конечно, узнал и, поняв свою ошибку, захохотал, а потом попытался взять у Румянцевой автограф. Этот веселый случай на съемочной площадке так понравился авторам картины, что его даже включили в сценарий, хотя и в несколько измененном варианте.