Самую трагическую сцену Калины красной, убийство Егора Прокудина решили снимать на общем плане и только в самом конце показать лицо главного героя.
Василий Шукшин в этот день выглядел явно неважно, щёки ввалились. Гримёрам уже не удавалось замазать сине-чёрные круги под глазами. Режиссёр с трудом держался на ногах. Ему едва исполнилось 45 лет, но на экране он выглядел измученным стариком.
Когда эпизод отсняли, Шукшин с трудом поднялся с земли. Рыдала вся съёмочная группа. Коллеги знали, какую цену режиссёр заплатил за этот фильм.
За здоровье Шукшина переживал Георгий Бурков. Он чувствовал и свою вину в том, что режиссёр надорвался. Актёр изначально открещивался от участия в этом фильме. Роль врага главного героя, тем более его палача была ему совершенно не по душе. Как будто предчувствовал что-то дурное.
Не будь ты таким суеверным, твердил ему Шукшин, уговаривая сыграть бандита по кличке Губошлёп. И режиссёр привлёк тяжёлую артиллерию. Предложил эпизодическую роль супруге артиста Татьяне Ухаровой.
Изначально Василий Шукшин и сам не собирался играть уголовника. Он хотел снять совсем другое кино – историческую драму о Степане Разине и себя видел в образе Донского атамана.
Чиновники Мосфильма, сценарий героической эпопеи зарубили. Но обещали к нему вернуться, при условии, что сначала режиссёр снимет фильм попроще, о современниках.
Василий Макарыч был вынужден согласиться. К сценарию «Калины красной» приступил уже в больнице, куда его загнали все эти переживания. К тому же писать о положительных советских героях Шукшину было неинтересно. И тогда он вспомнил историю одной из своих двоюродных сестёр. Она переписывалась с заключённым, и тот обещал приехать к ней после освобождения. И буквально за пару недель родился этот сюжет.
Даже имя для главной героини не стал придумывать. Оно такое же, как у его сестры — Люба Байкалова. Эта роль досталась его супруге Лидии Федосеевой-Шукшиной.
Егора Прокудина режиссёр решил сыграть сам. Ему интересно было почувствовать себя в шкуре закоренелого преступника, который раскаялся и пытается начать жизнь с чистого листа. Готовясь к съёмкам, Шукшин отсмотрел много архивных киноматериалов. Изучал мимику и жесты бандита и был так убедителен на пробах, что чиновники Мосфильма настоятельно порекомендовали ему заменить главного героя. Мол, уголовник не может вызывать столь явные симпатии у зрителей. Но Шукшин Егора Прокудина отстоял.
Василий Макарыч часами просиживал в спецархивах МВД, смотрел съёмки из колоний и тюрем. Особенно его впечатлило исполнение одним из заключённых песни «Письмо матери» на слова Сергея Есенина. Он даже включил её в сценарий.
Рассказ о непростой судьбе вора по кличке «Горе» режиссёр решил начать с хорового исполнения классического вечернего звона. И пели эту песню настоящие заключённые.
Хотя изначально главный музыкальной темой фильма планировалось сделать другую песню. Ту, что спела Шукшину на одном из первых свиданий его будущая супруга – «Калина красная».
Шукшин решил, что это мелодия станет лейтмотивом истории любви Егора и Любы. Но песню в фильме использовать не вышло. Автор песни запросил слишком большой гонорар. О месте съёмок режиссёр долго не раздумывал.
Съёмочная группа отправилась в Вологодскую область в Белозерск.
С исполнителями эпизодических ролей проблем не возникло. Многие молодые актрисы просто-таки мечтали сняться у Шукшина.
Крачковская, которая сидит за столом, когда он собирает богему, была счастлива, что её пригласили на роль, где она не говорит в кадре ни одного слова.
А вот звезда театра имени Моссовета Вера Марецкая, которая должна была сыграть мать главного героя, наотрез отказалась.
Так как в театре она играла благородных дам, а здесь нужно было играть какую-то сельскую бабулечку.
Никого другого режиссер в данном образе не видел. Время поджимало, на съёмки дали всего год. Проводить пробы было некогда, и Шукшин пошёл на рискованный эксперимент. Снял в этой роли не профессионалку, а простую местную жительницу.
Неграмотная 81-летняя Ефимия Быстрова вообще не очень понимала, что происходит. Пришлось импровизировать.
Ей задавали определённые вопросы. И история, рассказанная Ефимией Быстровой, была настоящей.
Шукшин после съёмок этой сцены долго не мог прийти в себя. Тяжёлая судьба простой деревенской женщины тронула его до самого сердца. Эпизод с матерью Егора Прокудина не единственная импровизация в фильме. Сцены разговора с берёзами тоже не было в сценарии.
Какие-то эпизоды проскакивали быстро, на других заметно тормозили. Сцену драки репетировали несколько дней. Но снять никак не могли. Шукшину не нравились ни реплики, ни движения актёров. Не верю, говорил он.
Для консультации привлекли постановщика трюков мастера спорта СССР по самбо Николая Ващелина, но и он с поставленной задачей не справился. И тут кого-то осенило: «А что, если спросить совета у настоящих бандитов?». Шукшину идея понравилась. Кто если не уголовники научат его рецидивиста Егора Прокудина драться. В итоге на площадку приехали местные авторитеты и расставили правильные акценты.
Эпизод, в котором Петро таранит бандитскую Волгу, оказался самым сложным.
То каскадёр осторожничал, то чуть не задавили оператора, который стоял под мостом. В итоге сцену склеили из кусков.
Мы видим, как мчится грузовик. Как Волга падает и потом уже Петро выплывает из кабины.
Шукшин многие вещи принимал слишком близко к сердцу. Но перед первым показом «Калины красной» в Госкино особенно нервничал сутки. Он отснял много материала на полноценный двухсерийный фильм. Но приёмщикам из кино хватило и одной части, чтобы категорически запретить «Калину красную» к показу. Дурные предчувствия Шукшина не обманули. Чиновники выкатили такое количество правок, что он вновь очутился на больничной койке. Правда уже через несколько дней сбежал из госпиталя, чтобы перемонтировать свое кино.
Шукшин кромсал Калину чуть ли не со слезами, но и новая версия фильма не устроила чиновников. Правда, в этот момент они узнали, что режиссёр опять в больнице, чувствует себя ужасно.
Про его здоровье спрашивал глава Совета Министров Алексей Косыгин. Он очень любил книги и фильмы Василия Макарыча. И картина отправилась в кинозал на даче самого главного кинозрителя Советского Союза генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Брежнева. Он часто просил показать ему что-то новенькое.
В финале фильма генсек разрыдался и распорядился присвоить ленте высшую категорию.
В 1974 году картина вышла на экраны страны и имела огромный успех. Её посмотрело рекордное количество зрителей — 140 миллионов. Но режиссёр об этом успехе не узнал. Он скончался в том же 1974, спустя всего полгода после премьеры. На его могилу тысячи людей до сих пор несут алые гроздья Калины.