Зрители наверняка помнят эпизод из «Бриллиантовой руки»: Горбунков спускается в подземный переход, а там его останавливает мрачного вида брутальный бородач с черепом-медальоном: «Папаша! Огоньку не найдётся?» Кто он, этот колоритный актёр, как ему удалось за 20 секунд экранного времени врезаться всем в память, и почему его больше нигде не было видно?
Леонид Плешаков работал журналистом и не собирался становиться актёром. Но так сложилось, что его сняли в «Бриллиантовой руке» — невозможно было упустить такого колоритного здоровяка с окладистой бородой и волосатой грудью!
Как Никулина чуть не похоронили заживо
Эта история уже широко известна. Напомним. Во время съёмок «Бриллиантовой руки» в гостинице Адлера появился незапланированный «постоялец» — двойник Юрия Никулина в полный рост, выполненный из папье-маше. Он был нужен для съёмок сцены, во время которой Горбунков падает в 50-метровой высоты. Эту куклу спрятали в подвале гостиницы — там временно была оборудована костюмерная. Фальшивого «Никулина» положили и прикрыли простынёй. Никто не мог подумать, что в тот же день «мёртвого Никулина» обнаружит уборщица. Перепуганная женщина подняла шум, выбежала из гостиницы, стала всем подряд рассказывать о своей находке. Слухи о погибшем на съёмках Никулине быстро распространились по стране. Нужно было как-то прекратить эту лавину. Решили дать официальное опровержение в газете, сопроводив его рассказом о ходе съёмок. На площадку приехала группа журналистов. Среди них был Леонид Плешаков — он работал в «Огоньке». Внешность Плешакова никого не оставляла равнодушным: высокий, крупный, с роскошной окладистой бородой и густо заросшей волосами грудью…
Как журналист попал на съёмочную площадку
Увидев этого здоровяка, Гайдай не мог пройти мимо: сразу предложил сняться в одном из эпизодов. По другой версии, Плешаков столкнулся в коридоре редакции с Игорем Кио и Юрием Никулиным. Игоря журналист хорошо знал — делал с ним интервью. Все трое решили посидеть в буфете, выпить кофе. И там Никулин попросил Леонида расстегнуть рубашку. Тот удивился, но послушался. А Никулин, увидев волосатую грудь, рассказал, что им с Гайдаем для новой комедии нужен именно такой типаж, и попросил Плешакова сыграть. Тот согласился, но при условии, что Никулин даст ему интервью.
Умел разговорить любого
Он вообще был «первопроходцем» среди советских журналистов: тогда такой жанр, как интервью, только начинал развиваться в стране. Плешаков говорил, что его работа похожа на ходьбу по минному полю: каждый вопрос мог стать удачным или неудачным, человек, которого он интервьюировал, мог отвечать открыто и искренне, а мог замкнуться или лукавить. Журналист признавался, что его нестандартная внешность — 190 см роста, вес 120 кг, широченные плечи, борода, — работала ему на руку: на него смотрели с интересом, и разговорить человека было легче.
«Еда, она всё лечит!»
После съёмок у Гайдая фото Плешакова попало в картотеку актёров «Мосфильма» — его подписали «колоритный бородач». И его актёрская карьера продолжилась — режиссёры стали приглашать его сниматься. После «Бриллиантовой руки» он «засветился» в «Дворянском гнезде» у Кончаловского. Потом сыграл в фильме «Почти смешная история» — попутчика главного героя, который едет в поезде и угощает соседа по купе домашними разносолами. Да так вкусно! «Помидорчиков, огурчиков малосольных, кабачков маринованных? — Нет, спасибо, настроения нет. — Еда, она всё лечит! И настроение, и болезни! А грудинки копчёной? Ну тогда курочку!» Он соглашался сниматься не столько ради славы, сколько ради новых знакомств, позволяющих ему взять новые интервью.
Ходячая энциклопедия
Типаж Плешакова оказался подходящим для самых разных ролей. В «Сибириаде» он сыграл купца, в «Михайло Ломоносове» — отца Семёна. Потом были роли в фильмах «Васса», «Счастливая, Женька!», «Берег». Но всё же он и не думал переквалифицироваться в актёра — его главным делом всегда оставалась журналистика. Леонид сотрудничал не только с «Огоньком», но и с молодёжным журналом «Смена». По словам его коллег, он отлично владел словом, и ему не составляло труда «разговорить» и директора магазина, и артиста, и министра, и вообще любого человека. У него учились мастерству, ему пытались подражать, многие издания считали честью для себя напечатать его интервью. В редакции «Огонька» у него было прозвище «ходячая энциклопедия»: о чём бы он ни писал, на любой вопрос журналист всегда имел собственное мнение и обязательно делился им с читателями.
Леонида Плешакова не стало в 2004 году. Ему было 72 года. После него остались сотни интересных журналистских материалов и несколько небольших, но ярких ролей в фильмах. Самые запоминающийся персонаж Плешакова — это, без сомнения, тот самый здоровяк в подземном переходе, с черепом на волосатой груди.