Все, кто вырос в СССР, знают фильм «Д’Артаньян и три мушкетёра». И способны с лёгкостью перечислить всех актёров, исполнивших главные роли: Михаила Боярского, Вениамина Смехова, Маргариту Терехову… А вот дойдя до кардинала Ришельё, многие «спотыкаются», не в силах вспомнить фамилию актёра. Наверное, сам Александр Дюма восхитился бы образом кардинала в этом фильме: зловещий, жестокий, хитрый… И — умеющий оставаться в тени. Как и тот, кто его сыграл, — Александр Трофимов.
О нём почти ничего не известно. Александр Трофимов трепетно хранит свои тайны. Может быть, ему так блестяще удался образ кардинала Ришельё именно потому, что он похож на своего героя — такой же закрытый, загадочный, предпочитающий оставаться в тени.
Рано стал сиротой, учился в приборостроительном
Москвич Саша Трофимов, родившийся 18 марта 1952 года, рос в семье простых рабочих. А когда ему было всего 15 лет, остался сиротой. Пришлось уйти из школы, едва окончив 8 класс. Юноша поступил в приборостроительный техникум. Казалось бы, совершенно «земная» профессия. Но душа его тянулась к искусству. Саша не помышлял о том, чтобы играть, но ему так хотелось быть ближе к театру, что он устроился рабочим сцены в клубе офицеров, а в свободное время писал стихи и даже сочинял музыку. Постепенно он набрался храбрости и попросил у руководителя клуба роль для себя. И сыграл её так, что руководитель был поражён и посоветовал: учись, ты прирождённый артист!
Взлёт в Театре на Таганке
Воодушевлённый таким напутствием, Александр поступил в Щукинское училище и успешно его окончил. А потом сработало его актёрское счастье — Трофимова приняли в самый знаменитый, самый модный, самый современный тогда московский Театр на Таганке. И сразу — яркая роль, после которой о молодом актёре заговорила вся Москва: режиссёр Юрий Любимов дал ему роль Иешуа в постановке «Мастер и Маргарита». Трофимов стал таким же популярным, как Владимир Высоцкий: зрители приходили специально, чтобы увидеть его на сцене. В образе Иешуа он выходил на сцену долгих 35 лет. И продолжал бы играть его и дальше — но сам убедил режиссёра, что необходимо заменить его кем-то более молодым.
Неожиданный кардинал
А в кино Трофимов попал случайно. «Три мушкетёра» стал первым его фильмом, причём изначально он должен был играть Рошфора. Но слишком уж долго добирался московский актёр до Одессы, где проходили съёмки, и, когда приехал, узнал, что Рошфора играет Борис Клюев. Тогда Трофимова попросили ему подыграть, и дали слова кардинала. Как вспоминал позднее актёр, он, уже захваченный той магией, которая творилась вокруг, вложил в свой текст всю душу, постарался почувствовать себя кардиналом, «влезть в его шкуру». Георгий Юнгвальд-Хилькевич, потрясённый талантом Александра, решил снимать в роли кардинала только его.
Хотя его очень отговаривало руководство, считая Трофимова слишком молодым для этого образа. Но режиссёр оказался прав: кто ещё, кроме Трофимова, смог бы подарить нам такого Ришельё? Правда, на экране герой говорит голосом Михаила Козакова. Но зато Трофимов самостоятельно исполнил песню в дуэте с Алисой Фрейндлих — королевой Анной. Вспоминая работу над фильмом, Вениамин Смехов (Атос) называл кардинала в исполнении Трофимова «острым, умным, ироничным», а самого актёра — тонко чувствующим и поэтическим, с множеством сомнений и комплексов.
Мудрому кардиналу — всего 26
Кстати, в весёлую тусовку «мушкетёров» Трофимов тогда не влился. Смехов, Боярский, Смирнитский и Старыгин вовсю «зажигали» в свободное время, рекой лился алкоголь, актёры развлекались на всю катушку. Александр Трофимов в эту компанию не вписывался — он был значительно моложе остальных. Им всем — больше тридцати, только Боярскому 29. А мрачному, зловещему, демоническому «Ришельё» — всего 26. Хотя в это невозможно поверить: его персонаж выглядит мудрым, солидным, опытным человеком.
Снимался редко, но «метко»
«Мушкетёры» после выхода фильма стали звёздами всесоюзного масштаба. Их наперебой приглашали в новые фильмы. А Трофимов по-прежнему считал себя театральным актёром. И соглашался на съёмки очень редко. В какой-то момент Трофимова «открыл» для зрителей режиссёр Михаил Швейцер. Он обратил внимание на внешнее сходство актёра с Николаем Гоголем и снял его в роли писателя в фильме «Мёртвые души», а ещё — в «Маленьких трагедиях» и «Крейцеровой сонате». Заметной стала и роль Капитана Крюка в фильме «Питер Пэн».
Загадки продолжаются
И всё же Александр Трофимов снимается очень редко. Настолько редко, что кинозрители порой беспокоятся — куда исчез знаменитый «кардинал Ришельё»? А он не исчез. Он продолжает выходить на сцену Театра на Таганке. Просто почти никогда не появляется на экране ТВ, не даёт интервью, не рассказывает на весь свет о своей личной жизни. Остаётся верным себе — загадочным, молчаливым, закрытым. Журналистам даже неизвестно имя его жены. В Сети имеется очень скудная информация и о сыне актёра — Алексей родился в 1988 году, он стал актёром Театра имени Моссовета и очень похож на отца.
Александр Трофимов продолжает радовать театралов своими сценическими работами. Но для большинства поклонников он до сих пор, в 71 год, остаётся кардиналом Ришельё — главным кардиналом страны, самым убедительным, опасным и хитрым.