Легенда послевоенного кино — актёр Владимир Дружников

В советском кинематографе он был наподобие яркой кометы: пришел ниоткуда, вспыхнул на экране и быстро «улетел».

20 февраля 1994 года не стало народного артиста РСФСР Владимира Васильевича Дружникова. Сегодня есть повод вспомнить этого замечательного актёра.

«Сказание о земле Сибирской» (1947).

Его жизнь состояла из цепи случайных событий, как сам уже в преклонном возрасте рассказал Владимир Дружников. В юности он никогда не задумывался о карьере актёра, но им стал. Виноват в этом был случай. Уже став профессиональным артистом и взлетев на самый пик популярности, он был уверен, что останется там навсегда, но очень быстро всё растерял и оказался забытым. А потом он нашёл своё призвание в другой деятельности, хотя поначалу считал эту работу временной и вынужденной, чтобы только заработать на кусок хлеба.

В конце жизни он узнал, что такое забвение и одиночество. Хотя, если бы ему кто-то об этом рассказал ранее, он бы ни за что не поверил.

Примерно такими мыслями поделился актёр с корреспондентом газеты «Мегаполис-экспресс», когда тот в 1992 году решил написать статью о некогда популярном актёре в связи с его 70-летием.

«Каменный цветок» (1946).

Но статья так и не была опубликована в том году, так как главный редактор посчитал, что бывший киноактёр, о котором все забыли ещё в советское время, вряд ли кого заинтересует и ныне.

Но когда менее чем через два года стало известно о смерти Дружникова, статья всё же была опубликована.

В конце своей статьи журналист откровенно написал, что когда он позвонил Дружникову по поводу интервью, тот вначале отказался от встречи. Тогда он назвал сумму гонорара за интервью, и актёр сразу согласился. И даже сам приехал в редакцию.

При этом автор статьи не назвал читателям эту сумму. Но написал, что она была очень скромной. Гораздо меньше, чем в те годы получали киноактёры за один съёмочный день.

По одежде приехавшего Дружникова журналист понял, что тот нуждался в деньгах. Но при этом он был опрятен, подтянут и оказался прекрасным собеседником.

«Костёр бессмертия» (1955).

Итак, если проанализировать жизнь этого человека, то действительно в его судьбе часто правил слепой случай. Известно, что в школьные годы он увлекался художественной самодеятельностью, играл в школьных спектаклях, а в десятом класса даже несколько раз выходил на сцену Центрального детского театра, подменяя заболевшего артиста. Но при этом он никогда не мечтал о карьере актёра.

Дело в том, что сын режиссёра детского театра был его одноклассником. И когда в театре случился форс-мажор, тот попросил Владимира сыграть роль Милона в «Недоросле» Фонвизина. Эту роль Дружников неплохо играл в школьном театре, и режиссёр знал об этом от сына.

Известно, что после школы Владимир собирался поступать в институт народного хозяйства имени Плеханова. Но всё тот же режиссёр уговорил талантливого юношу поступить к ним в учебную студию при театре. Дружников согласился, но лишь для того, чтобы на следующий год ещё лучше подготовиться к поступлению в Плехановку.

Через год Дружников неожиданно для всех стал студентом лучшего в стране театрального училища — Школы-студии МХАТ. И тоже случайно. Туда хотел поступить его коллега, один и молодых актёров театра, и он попросил Владимира подыграть ему на вступительных экзаменах в театральной сценке.

В итоге коллеге отказали, а вот Дружникова заметили и пригласили учиться.

Первый курс он окончил с отличием, и его позвали в кино. Но сниматься студентам школы МХАТ было категорически запрещено. Владимир об этом знал, тем не менее, принял предложение кинорежиссёра.

«Без вины виноватые» (1945).

В итоге он блистательно сыграл роль Незнамова в фильме «Без вины виноватые», завоевал популярность и славу, но был исключен из Школы-студии МХАТ.

«Без вины виноватые» (1945).

Правда, его сразу же приняли на второй курс ВГИКа, который он позже с успехом окончил и поступил в труппу Театра-студии киноактёра.

Это было золотое десятилетие в карьере актёра. Он сыграл свои лучшие кинороли и завоевал необыкновенную популярность. Во всех газетных ларьках миллионными тиражами расходились открытки с изображением артиста, а кинорежиссёры стояли к нему в очереди. Фанатки дежурили около его дома, а чтобы спокойно ходить по улице, Владимиру приходилось гримироваться.

Был даже случай, когда две особо ярых поклонницы актёра приехали в Москву из Свердловской области и в палисаднике возле подъезда актёра, прямо под окнами многоэтажного дома, поставили туристическую палатку. Они успели в ней даже разок переночевать, пока не появились милиционеры и не снесли этот «самострой». В милиции девушки объяснили, что лишь хотели быть рядом с кумиром и просто видеть его каждый день выходящим или входящим в дом.

«Попрыгунья » (1955).

Но с приходом хрущевской оттепели в кинематограф пришли новые режиссеры. И Дружников, что называется, не вписался в это новое кино. Приглашений было все меньше, роли всё мельче, и вскоре актёру стало сложно поддерживать свой, уже ставший привычным, уровень жизни столичной знаменитости.

«Дуэль» (1961).

Эксплуатируя свою былую популярность, он стал разъезжать по стране с творческими вечерам и литературными чтениями.

Но с годами его стали забывать, залы на его выступлениях перестали наполняться, и он был вынужден пойти на непрестижную и малооплачиваемую в те годы работу по дублированию иностранных фильмов. Актёр обладал красивым голосом и отменной дикцией, поэтому теперь уже звукорежиссёры стояли к нему в очереди.

Постепенно дубляж стал его основной работой. С утра до вечера он проводил своё время в студии звукозаписи. Его голосом говорят киногерои таких мировых звёзд, как Кирка Дугласа, Грегори Пека, Жана Маре, Генри Фонда, Гойко Митича, Дастина Хоффмана и ещё более десятка кинозвезд мирового уровня.

Известно, например, что Гойко Митич пару раз дарил актёру дорогие подарки ко дню рождения за прекрасную озвучку его Чингачгука и других индейских персонажей.

«Дуэль» (1961).

Прошли годы. В конце 80-х годов Дружников стал обычным московским пенсионером, а после потери супруги в 1992 году остался один, так как взрослая дочь давно уже жила отдельно. Он редко выходил из своей квартиры и вёл замкнутый образ жизни.

После кончины актёра выяснилось, что у него не было денежных сбережений. В квартире стояла мебель пятидесятых годов, телевизор «Рекорд» 1965 года выпуска, а в гардеробе висела одежда всё тех же шестидесятых и семидесятых годов.

По медицинскому заключению его не стало от сердечной недостаточности. Народному артисту РСФСР Владимиру Васильевичу Дружникову был 71 год.

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓

Легенда послевоенного кино — актёр Владимир Дружников