Кинофильм «Бриллиантовая рука» засмотрен всеми до дыр, разобран на цитаты, бесконечно любим нашим народом. Поэтому любого актёра, даже того кто хоть на пол-вершка пророс в кадрах этого киношедевра знают и почитают. Конечно многие помнят угрюмого здоровяка-бородача с медальоном в виде черепа на груди, что до смерти напугал товарища Горбункова, и лишил его дара речи фразой «Алё, папаша, огоньку не найдётся? Ты что глухонемой?».
Эта роль досталась Леониду Петровичу Плешакову, филологу, журналисту журнала «Огонёк». Сцену снимали в подземном туалете, который расположен у входа в ЦПКиО им. Горького, что со стороны Ленинского проспекта. Интересно, что коротенький эпизод снимался 4 часа.
Во время съемок «Бриллиантовой руки» прошел слух, что Юрий Никулин погиб. Работница гостиницы обнаружила в подвале гостиницы «Горизонт» тело Никулина, накрытое простыней. Женщина не знала, что это муляж из папье-маше, сделанный для съёмок кадров, когда Семён Семёныч Горбунков выпадает с огромной высоты из багажника. Ну, и похоже, простыня её смутила. Слух пошел гулять по стране. Вот Леонид Петрович и был направлен редакцией «Огонька» узнать подробности.
Собственно, чтоб развенчать эти слухи, а заодно взять интервью у Ю. Никулина, Плешаков и приехал на Мосфильм, но сразу попался на глаза Л.И. Гайдаю. Фактура журналиста впечатлила режиссёра. Ещё бы — рост 192 см, вес 123 кг. Пришлось журналисту ради интервью временно менять профессию.
Кстати, «Бриллиантовая рука» помогала ему после легко брать интервью у других известных персонажей. Такому фактурному персонажу, герою комедического эпизода, мало кто мог отказать. Ореол народной славы теперь открывал журналисту двери многих периодических изданий. Заметки и интервью Л. Плешакова стали печатать в «Комсомолке», «Крокодиле», «Смене», а в «Огоньке» он стал ведущим журналистом на долгое время.
Конечно Плешакова взяли на заметку многие режиссёры, и с удовольствием отрывали от его основной деятельности — журналистики. Вот так набралось у непрофессионального актёра Леонида Плешакова за 20 последующих лет множество киноролей.
Были роли без слов, где актёр просто украшал собой кадр, а были роли и посерьёзнее, с текстом. Немаленькая работа выдалась у Плешакова в «Сибириаде», где он играет одного из Соломиных. Это он так лихо разделывает тушу в кадре, с мощным голым торсом в фартуке. На протяжении двух серий Плешаков неизменно мелькает в кадрах «Сибириады» в деревенских сценах.
А какая смачная роль у него получилась в фильме «Почти смешная история», где он так сладострастно заманивает в вагоне Мешкова (М. Глузского) покушать: «Помидорчиков? Огурчиков малосольных? Кабачков маринованных? Пирожков с луком, с яйцами? А грудинку копченую? Больше жена мне ничего не поклала… — А гуся? — Нет. Гуску она не дала!».
Были небольшие эпизоды у актёра в «Дворянском гнезде», в «Чудном характере», в «Выстреле в спину». Прекрасно смотрелся Леонид Петрович в роли купца Евлампия Силыча в панфиловской «Вассе». А в «Похождениях графа Невзорова» актёр примерил на себя сложную роль эсэра-террориста Бурштейна.
Запомнилась также роль отца Семёна в первых сериях киноэпопеи «Михайло Ломоносов». Как колоритно он ведёт беседу с юным Ломоносовым: » — А как же, Семен Никитич, в Псалтыре-то сказано? «Не слов ловитель, а ума искатель человек быть должен… Где ж его искать-то для мирской жизни? В мирских книгах? — Ты не мудри! В Библии-то что сказано? «Погублю премудрость мудрых и разума разумных отвергнуся». Ясно? — Ясно! Одно неясно… Сегодня день постный — как же Вы: скоромное… и вино…».
И дальше снимался Плешаков до самого конца перестройки, пока ещё плёнка была в загашниках киностудий. В фильме «Выбор» сыграл скульптора Лопатина, интеллигентного учёного в «Набат на рассвете».
А какой был он потрясающий рассказчик! Как смешно рассказывал о том как напоил самогоном Марчелло Мастрояни в Костроме, где снимался в массовке фильма «Очи чёрные», и как заставлял его закусывать горячими бубликами, которые приносили пекари прямо с пылу с жару.
Журналиста и актёра Леонида Петровича Плешакова не стало в 2004 году. Похоронили его на Останкинском кладбище. Огоньковцы ещё долго кручинились, что ушёл такой колоритный человек. Так им не хватало его «Ну, здорово всем! Что нового?» Правда почти всё из «что нового?» он сам и рассказывал, потому что всегда знал всё и все его звали «ходящей энциклопедией».