В 50-60-х годах Лилиана Алёшникова была в числе самых миловидных советских актрис. С экрана она смотрела на зрителей большими и добрыми глазами. Но карьера не сложилась: после 20 ролей Лилиана Алёшникова навсегда исчезла с экранов. Почему статус «жены режиссёра» сломал актёрскую судьбу Алёшниковой?
Лилиана Алёшникова родилась в Москве в 1935 году. Ещё до появления девочки её отец ушёл из семьи, и Лилиана получила фамилию отчима. Но гены никуда не денешь. Сначала девочка мечтала быть балериной, как мама Элеонора Бендак. А потом стала мечтать об актёрской карьере — её настоящим отцом был актёр Пётр Берёзов.
В 1958 году Алёшникова успешно окончила Щукинское училище и устроилась в театр им. Пушкина. Но ролей начинающей актрисе не давали, и через год она покинула театральные подмостки. А вот в кино для Лилианы всё складывалось лучше некуда.
Сниматься она начала ещё студенткой. Причём сразу в главной роли: в 1956 году состоялся дебют в фильме «Они были первыми». Вскоре Лилиана Алёшникова сыграла в фильмах «Город зажигает огни», «Солнце светит всем», «Взрослые дети», «Штрафной удар».
И везде — снова в главных ролях. К 28 годам актриса накопила богатую фильмографию и вошла в число главных звёзд той эпохи.
Алёшникова часто играла в комедиях, но и драматические роли давались ей легко. В 1960 году актриса вышла замуж за режиссёра Якова Сегеля. Он был намного старше, но чувствам это не помешало. Кстати, Алёшникова уже снималась в одном из его фильмов.
Актриса разделила с Сегелем и успехи, и неудачи. Вскоре у пары появился сын Александр (он стал кинооператором). Но Алёшникова даже не подозревала, что статус «музы режиссёра» может поставить крест на её карьере.
Начиная с середины 60-х, Лилиана Алёшникова снималась (за редкими исключениями) только в фильмах Якова Сегеля: «Разбудите Мухина», «Риск — благородное дело», «В одно прекрасное детство». Режиссёр отдавал своей музе исключительно главные роли. Неизвестно, запрещал ли он Алёшниковой сниматься у других режиссёров?
Но факт: вскоре актрисе перестали приходить приглашения на пробы. С 1979 по 1984 годы Сегель вообще не снимал фильмы, и Алёшникова также не появлялась на экране. Наконец, в 1984 году 50-летняя актриса сыграла в фильме мужа «Инопланетянка». Это была её последняя роль в кино.
Коллеги могли только сочувствовать Алёшниковой. Её карьера развивалась бурно и очень успешно до замужества. Так зачем она выбрала лёгкий путь и предпочла сниматься только у Сегеля, где не нужно было даже проходить пробы?
В середине 80-х одновременно с Алёшниковой пошла на спад и карьера Сегеля. И актриса в самом расцвете творческих сил осталась без ролей. Телефон молчал: режиссёры не звали её сниматься, ведь все нити давно были оборваны. Правда, Алёшникова предпочитала говорить, что «просто не может найти общего языка с современными режиссёрами».
В середине 90-х Сегеля не стало, а Лилиана Алёшникова начала жить простой и уединённой жизнью. Любила ездить на дачу, где её навещал сын. Так продолжалось до 2008 года, пока в эфир федерального канала не вышла программа «Пусть говорят».
Её создатели сняли Алёшникову без спроса во время прогулки с собакой, взяли интервью у её соседей и смонтировали всё так, будто «одинокая и забытая» актриса не расстаётся с бутылкой.
Когда Лилиана Лазаревна увидела выпуск, она не могла сдержать эмоций. Не понимала: чего от неё хотят? А вскоре сердце Лилианы Алёшниковой остановилось.
Сын актрисы хотел разобраться с телевизионщиками в правовом поле, но передумал, оставив всё на их совести.