Зрители запомнили Лину Бракните по ролям в трёх фильмах: «Девочка и эхо», «Дубравка» и «Три толстяка». Всем казалось — она будет много сниматься, ведь работы получились удачные. Но судьба распорядилась иначе.
Эта светловолосая девочка родилась в Вильнюсе в 1952 году. Она никогда не ходила в детский сад: вместо скучной казенной обстановки у нее был дом и бабушка, которая умела рассказывать захватывающие истории.
С урока физкультуры — на съёмочную площадку
Необычная внешность и непосредственное поведение помогли ей попасть в кино: ассистенты режиссера нашли Лину в школе, на уроке физкультуры. Уже в 11 лет Лина впервые снялась в большой роли в литовском фильме «Девочка и эхо», который получил несколько престижных кинонаград.
Приклеенные веки, тяжёлый парик и роль Суок
А еще через 3 года подросшую Лину из сотен других девочек выбрал Алексей Баталов, задумавший перенести на экран любимую сказку нескольких поколений — «Три толстяка». Именно такой он представлял себе Суок, отважную непокорную девочку, которой пришлось играть роль куклы для спасения друзей. И Лина не подвела, хотя во время съемок ей пришлось нелегко. Алексей Баталов сам написал сценарий для фильма и сам сыграл одну из центральных ролей — канатоходца Тибула. Актер специально для этой роли учился сложной науке — хождению по канату. Ему помогла справиться с этим жена, Гитана Леонтенко, известная артистка цирка (мы рассказывали захватывающую историю их любви). И Лину-Суок тренировала тоже она: девочке надо было научиться жонглировать и выполнять акробатические трюки.
Сначала предполагалось, что куклу наследника Тутти будет «играть» кукла-двойник, которую специально изготовили для фильма. Но оказалось, что на Лину она внешне почти не похожа. Так что пришлось Лине работать и за Суок, и за куклу. А это было по-настоящему трудно! Чего стоили только веки, на которые гримеры наклеивали девочке специальную пленку: чтобы получился немигающий «кукольный» взгляд. Под платье девочке надевали корсет, мешающий дышать. Тяжелый парик с локонами не выдерживал жары и намертво прилипал к волосам Лины. Чтобы его снять, нередко приходилось отхватывать лезвием пару «родных» прядок.
Все на площадке удивлялись и восхищались Линой: 13-летняя девчонка ни разу не пожаловалась! Она стойко выдерживала все трудности, снималась целыми днями в любых условиях, старательно выполняла все, что нужно. А по вечерам, вместо того, чтобы отдыхать, зубрила учебники, чтобы не отстать от одноклассников. (Кстати, а вы знали, что Юрий Олеша, создавая сказку «Три толстяка», увековечил под именем Суок свою возлюбленную?)
С тигром в обнимку
Один из моментов на съемках запомнился Лине больше других: ведь тогда она находилась на волоске от смерти. В том эпизоде Суок ведет на поводке настоящего хищника — тигра. Конечно, животное взяли в цирке, тигр был дрессированный и слушался команд. Но никто не предупредил девочку, что к зверю нельзя поворачиваться спиной. Когда Лина это сделала, она вдруг почувствовала на своем затылке дыхание хищника, а на плечи ей легли тяжелые лапы… Позднее девочка вспоминала: «От страха я не помнила, как взлетела вверх по решетке».
Но на этом дело не закончилось, ведь еще не все дубли были сняты. И Лина-Суок раз за разом бралась за поводок и с легкой улыбкой на лице вела вперед тигра. Вот когда ее по-настоящему зауважали все члены съемочной группы. Впрочем, ей было с кого брать пример. Алексей Баталов так же самоотверженно относился к работе и не жалел сил, чтобы создать яркий и достоверный образ. Гимнаст Тибул ходит по канату? Отлично, актер Баталов тоже сумеет это сделать. И Баталов упрямо осваивал новую для себя премудрость. И научился ведь!
А чтобы не терять времени на свою слабость — курение — Алексей Владимирович постоянно носил на шее баночку для окурков.
Все эти старания были не напрасными: «Три толстяка» очень понравились зрителям. Лину Бракните стали узнавать, и скоро она получила новое приглашение — сняться в детском фильме «Дубравка». И «Дубравка» сделала ее еще популярнее. Став взрослой, Лина вспоминала, что после выхода фильма ей завидовали все девчонки-одноклассницы, а мальчишки принялись наперебой влюбляться и писать письма с признаниями.
Устала быть актрисой
Казалось бы, такой девочке прямая дорога в театральный вуз. Но Лина оказалась такой же упрямой и непокорной, как и ее героини. Маме очень хотелось, чтобы дочь стала актрисой. Но Лина узнала: преподаватель, который набирал в тот год актерский курс в Вильнюсской консерватории, не выносит студентов, которые уже играли в кино. Можно было бы поехать в Москву, но девушка уже устала от разъездов.
Ей хотелось спокойно учиться в родном городе, жить со своей семьей. И она выбрала исторический факультет. Лина всегда интересовалась античной историей, а съемки в кино только мешали ей погрузиться в любимую науку. Правда, была еще одна причина, по которой она отказалась становиться актрисой: Лина всегда считала себя некрасивой, слишком худенькой и маленькой, ей казалось — настоящие актрисы не такие.
Суок – библиотекарь
А дальше все было очень просто, может быть, даже скучно, но она ни о чем не жалеет. После получения диплома Лина Бракните устроилась работать в библиотеку. И работала там 20 лет. Ее мужем стал Раймондас Пакнис, довольно известный в Литве фотограф и издатель книг. Лина с удовольствием помогала мужу в работе. Свою дочку она назвала Викой — так звали ее первую героиню в фильме «Девочка и эхо». У них дружная семья, они часто путешествуют вместе, и все у них хорошо. На 50-летие Вика подарила маме диск со всеми ее фильмами.
Ленинградцев и одесситов вспоминает с ностальгией
Сегодня Лине 70 лет. В последнее время она почти не бывает в России, но съемки в Ленинграде «Трех толстяков» до сих пор вспоминает с ностальгией: ей запомнились громадные дворы-колодцы, а еще запали в душу рассказы блокадников, с которыми они много общались. Еще более теплые воспоминания остались у актрисы от Одессы, где снимали «Дубравку». Она никогда не забудет, какие в этом городе душевные, добрые и веселые люди. Там ее научили хорошо плавать — ведь это необходимо было для роли. Там ее кормили до отвала арбузами…
Лина очень любит свою родину — Литву, но отмечает: русские и украинцы, в ее представлении, более душевные люди. Литовцы — несколько замкнутые, а Лине порой недостает той открытости, в которой она буквально купалась, когда была подростком. И зрителям не хватает ее: «Дубравку» и «Трех толстяков» мы с удовольствием смотрим и сегодня.