Сложно было найти в Советском Союзе человека, кому бы было не знакомо имя Ростислава Плятта. Роль пастора Шлага из телесериала «Семнадцать мгновений весны» полюбилась всем, где ему на самом деле пришлось впервые стать на лыжи.
Его бархатный голос невозможно спутать ни с чьим другим, будь то радиопостановка, озвучивание мультперсонажа. Да и все его роли в кино и театре были достойные и запоминающиеся, даже несмотря на то, что основная их масса были не главные
Около 50 ролей сыграно им в кино. Одной из первых его работ стал фильм «Подкидыш». А последняя – «Визит к минотавру», где роль скрипичного мастера критиками была признана лучшей. Но сам он не представлял жизни без театральной сцены.
Отрицательные персонажи Плятту не предлагали. Не был он и героем-любовником. Его герои были хорошими людьми, обаятельными и интеллигентными.
Таким был он и в жизни. Друзьям и коллегам нередко помогал в решении их житейских проблем – достать путевку в санаторий, устроить ребенка в детсад, получить квартиру и прочее.
Славился Плятт и своим умением рассказывать неприличные анекдоты. Но делал он это по-особенному, интеллигентно. Юрий Никулин называл его анекдоты «пляттскими», а самого актера – лучшим рассказчиком с присущим ему обаянием.
Любил актер и похулиганить. Он мог во время серьезного спектакля разыграть своих коллег на сцене. Например, он мог написать у себя на лбу неприличное слово, которое прикрывал головным убором. А потом, в самый неподходящий момент, приподнять шляпу перед молоденькой актрисой. С трудом коллеги сдерживали смех, чтобы не рассмеяться.
Будущий актер родился в семье ростовского адвоката, Ивана Плята, имевшего польские корни. Когда мальчику было 8 лет, от туберкулеза умерла его мать. После переезда в Москву, отец женился во второй раз. В новой семье Ростислав обрел новую маму и старшего брата.
Занятия в школьном театре увлекли подростка. Только вот, как ему казалось, отчество Иванович было обыденным. Поэтому при получении паспорта он изменил его на звучное Янович, а к фамилии добавил еще одну букву «т» (чтобы на афише лучше смотрелось — Плятт).
После школы он поступил в драматическую студию под руководством Юрия Завадского, который стал его другом, учителем и художественным руководителем. Театру имени Моссовета он отдал более 45 лет своей жизни. Его близкой подругой была партнерша по сцене Фаина Раневская
В жизни у актера были 3 любимых женщины. Служебный роман с Верой Марецкой у Плятта случился в самом начале его театральной карьеры. На тот момент любимая женщина была женой Завадского. Об этом романе знали все в театре. Первый раз актер женился на коллеге по сцене Нине Бутовой. Зная о его тайном романе с Марецкой, Нина не раз грозилась покончить с собой, если муж ее оставит.
Завадский не очень-то следил за своей супругой – у него уже начались отношения с балериной Галиной Улановой. Ради нее он оставил Веру Петровну и их малолетнего сына. Марецкая пыталась создать новую семью. Родила дочь, но ее муж трагически ушел из жизни во время войны.
Плятт решился сделать предложение любимой женщине только после смерти его наставника Завадского. Со словами «Поздно», Вера Петровна отказала. Самой Марецкой оставался еще год жизни.
В один год не стало его жены Нины Владимировны и Веры Петровны. Актер очень болезненно переживал такую потерю. Ему было одиноко.
А потом в его жизни появилась Людмила Маратова, которая была на 20 лет моложе актера. Она была женой его друга юности. Ради Плятта она ушла с работы, где была диктором Всесоюзного радио, посвятив себя заботе о муже. Наконец-то актер был окружен заботой и вниманием. Вдвоем им было хорошо и комфортно. 11 лет продлился второй брак.
80 лет было отпущено свыше гениальному, неподражаемому любимцу публики.