“Стоп!” — скомандовал Станислав Ростоцкий. Очередной съемочный день подошел к концу. К Ростоцкому, режиссеру фильма “На семи ветрах” подошел Вячеслав Тихонов. Он был чем-то озадачен. Немного помявшись, высказал режиссеру свою просьбу: “Знаешь, ты бы заменил эту студентку Лужину. Ты же видишь, она явно не тянет”.
Ростоцкий тяжело вздохнул. Он и сам не хотел снимать Лужину в своей картине, но не мог.
Дело в том, что Лариса Лужина училась во ВГИКе у знаменитых педагогов Тамары Макаровой и Сергея Герасимова. Попасть в их группу считалось большой удачей. Эти педагоги не только обучали студентов актерскому мастерству, но и давали им путёвку в жизнь, вернее в кино.
По воспоминаниям Ларисы Лужиной Сергей Герасимов понимал, что начинающую актрису нужно отдать в хорошие руки. Сам пристроил её в этот фильм. Военная драма “На семи ветрах”, которую запустил “Мосфильм”, идеально подходила для начинающей актрисы.
Герасимов был председателем художественного совета, но его просьбу Ростоцкий принял в штыки. В своем фильме режиссёр видел совсем другой образ. Но Герасимов настоял на пробах, после которых решили, что Лужина вполне достойна этой роли.
Для Лужиной получить эту роль было просто фантастикой. К тому же её партнером был сам Вячеслав Тихонов. В красавца актёра Лариса, как и многие девушки, была тайно влюблена, считая его великим и прекрасным.
По сценарию фильма героиня ждет с войны жениха, но герой Тихонова влюбляется в неё. Она красивая, молодая и привлекательная. Он — просто загляденье. Со стороны кажется что такой работе нужно только радоваться. Но не тут то было.
Приступив к съемкам, первым делом режиссер распорядился изменить внешность актрисы. Она должна была соответствовать имени Светлана. Сама быть светлой, и любовь должна быть светлой.
Ей высветили брови и волосы, превратив в блондинку. Этот новый образ совершенно выбил Ларису из колеи. Себе она казалась некой серой молью. Начинающая актриса чувствовала себя совершенно чужой на съемочной площадке.
С Тихоновым они вообще не смогли найти общего языка. Она и так робела в совместных с ним съемках, а он вдобавок был холоден, неприступен вне съемок и подчеркнуто игнорировал Ларису. А ведь по сценарию между ними любовь, которая день ото дня становится только крепче.
А как могла зажечь, разрядить и исправить ситуацию юная девушка? Каждый раз, когда Лариса пыталась поговорить с ним, обсудить роль, спросить совета, Тихонов молча разворачивался и уходил от разговора.
У Вячеслава Васильевича и в жизни был такой характер, а тут еще девушка, к которой он не испытывал ничего, кроме безразличия не замечая её вне съемочной площадки.
Стоит признать, что Тихонов был воспитанным человеком. Подчеркнуто игнорировать, показать антипатию он мог, но нахамить и нагрубить — никогда.
Лариса плакала, когда её никто не видел, и закрывалась ещё больше.
В конце концов Ростоцкому всё надоело. Режиссер прекрасно понимал, что его главная пара, главная сюжетная линия рушится прямо на глазах. А картина идет к срыву.
Ростоцкий отправился к Сергею Герасимову в надежде убедить его поменять Ларису Лужину на другую актрису. Он объяснил, что Лариса не справляется с ролью. Ему не нравится его игра. По его словам дела Лужиной идут так, что хуже не придумаешь.
Разговор Ростоцкого и Герасимова был долгим. После этого Ростоцкий вернулся на съемочную площадку совсем другим человеком.
Все думали что он укажет Лужиной на дверь. Однако он совсем по другому, сосредоточенно начал с ней работать. Лариса терялась в догадках, не понимая, что произошло.
А после съемок Ростоцкий сам поведал о своем разговоре с Герасимовым Ларисе Лужиной.
Сергей Герасимов объяснил ему, что он опытный режиссер, а она первокурсница, глина мягкая, которая пока ничего не может и не умеет. А он, как скульптор должен из этой глины создать потрясающую скульптуру. В том, что она не справляется, нет её вины. Это режиссер не справляется, а не она.
Первым делом Лужину перекрасили обратно в родной цвет. Её педагог Тамара Макарова прислала ей длинное письмо, в котором полностью, по полочкам разобрала её роль.
Лариса заметно воспряла духом.
И даже набравшись смелости ответила Тихонову: — “Вячеслав Васильевич, может уже в лицо мне скажете”, когда тот, что-то пробормотал, недовольный её работой. Неожиданно, державшийся с ней высокомерно, Тихонов смутился. И стал общаться с партнершей напрямую, подсказывая, где она ошибается.
Все-таки успешным фильм “На семи ветрах” стал благодаря обаянию Ларисы Лужиной. Хотя ни в коем случае нельзя недооценивать Тихонова.
Да и Ростоцкий впоследствии признал, хотя Лужина и попала в его фильм по блату, она стала подарком судьбы.
Лариса смогла блестяще сыграть внутреннюю хрупкость и чистоту. Фильм стал одним из лидеров проката.
После того, как картину посмотрел Вячеслав Тихонов, он решил извиниться перед Ларисой. На свой день рождения она получила от него огромный букет и трогательное письмо в знак примирения.