Советскую ленту «Вооружен и очень опасен» (1977) мы решили вспомнить по нескольким причинам. Во-первых, в одном из разговоров всплыл образ певички Жюли, которая была упомянута как антипод Джил Харт из опять же советского фильма «Рафферти». Мол, Евгения Симонова в этом образе – мискастинг. То ли дело Сенчина!
Во-вторых, мы разбирались с проблемой «советских вестернов» и их отличиями, как от «редстернов», так и «истернов». Что показательно, первые создавал преимущественно классик советского приключенческого кино Владимир Вайншток. Тут можно вспомнить и «Всадника без головы», и «Вооружен и очень опасен» и т.д.
Название рассматриваемой нами кинокартины было взято из строк песни Владимира Высоцкого, который сочинил несколько композиций, исполняемых в фильме на сцене безвестного театра-варьете. В этом заведении больше от клуба из нуара, нежели от салуна из классического вестерна.
Собственно «Дикий Запад» читался в этом проекте лишь в визуальном ряде: дилижансы, шляпы-стестсоны, стрельба из Кольтов. Но… сама история слишком сложна для вестерна, а потому некоторые из критиков нашли сюжет «неровным». А всё потому, что он создавался по канонам криминальной драмы.
Некие элементы истории, конечно, были заимствованы из рассказов Френсиса Брета Гарта, который не дожил буквально нескольких лет до первого переноса их на экран, что случилось на заре кинематографа в 1908 году. Надо сказать, что этот «ровесник Дикого Запада» никогда не был обойден вниманием сценаристов и режиссеров.
Однако в СССР предпринималась попытка извлечь из авантюрной беллетристики некое «нравоучительное зерно», обличить «сильных мира сего», чем как раз славился критически ориентированный нуар. А потому лента получилась весьма необычной, на что мы уже указали в заголовке материала.
Конечно, Калифорния периода «золотой лихорадки» (это середина XIX века) не вызывает стилистических сомнений. Однако не золото в этом фильме является главным «объектом желаний». Точнее говоря, не привычное золото, а «чёрное», то есть нефть. Что сулит в буквальном смысле миллионы прибылей. Естественно, если знать, как сим добром распорядиться.
Владеющий земельным участком старатель не силен в этом деле, а потому берет в компаньоны респектабельного банкира. Однако, как учил нас Бальзак: за каждым большим состоянием укроется преступление. И предприниматель Дампфи обнаруживает в себе задатки неведомого той эпохе гангстера.
Что интересно: в части рассуждений по дорогую материю для костюма, мол, ты, дружок, привлекаешь к себе слишком много внимания, вспоминается Аль Капоне, также полагавший себя неуязвимым. А ещё имеется легендарная фраза из «Антикиллера»: «Вор так жить не должен».
Ну, ещё можно добавить цепляющие фразы, достойные мрачного криминального жанра: «Тюрьма как могила – открыта для всех», «Я сделал тебя женой Конроя, но в любой момент ты можешь стать его вдовой». И, разумеется, есть нехарактерный для вестерна криминальный репортер, который произносит целую проповедь, буквально определяющую суть современного криминального жанра.
«Вокруг нас тьма нераскрытых преступлений, загадочных исчезновений, тайн, трагедий. Герои Шекспира просто сменили профессию. Леди Макбет подает пиво и джин в салуне, а Яго торгует мороженным напротив центрального парка».