Сценический образ Марии Пахоменко во многом перекликался с обликом Валентины Толкуновой. Две знаменитые советские певицы олицетворяли собой настоящую русскую красоту и женственность, перед которой невозможно было устоять.
Солнцеструйные и романтичные 1960-е годы прошли для Марии Пахоменко на большом взлёте. Эффектная внешность, красота, безупречный вкус, сильный вокал — сделали её звездой первой величины на нашей эстраде.
Но пришедшие 1970-е годы принесли уже иной дух. Романтика на нашей эстраде стала таять как снег в апреле. Известные звёзды гасли. На их месте зажигались другие. Исчезали с афиш крупных концертных площадок любимые имена романтичной предлапинской эпохи.
Назначенный начальником Гостелерадио Сергей Лапин и его кураторы засучив рукава причесали нашу эстраду и застегнули на все пуговицы.
Про реформы эстрадной революции той поры уже писано-переписано. Наша эстрада с 1971 года стала более стерильной и сдержанной.
Валентина Толкунова была на 8 лет младше Марии Пахоменко. Взлёт первой совпал с периодом отката второй. Случайно или нет?
Пахоменко выпустила к 1971 году 2,6 миллионов пластинок. С такими запредельными цифрами продаж она была в числе рекордсменов среди всех наших эстрадных исполнителей. Вровень с ней шли только М. Магомаев и В. Ободзинский. Творческая жизнь Марии и её мужа композитора Александра Колкера в тот момент достигла апогея. Поэтому Министерство культуры СССР, взвесив все заслуги М. Пахоменко, избрало её кандидатуру для участия в конкурсе «Золотой Орфей», который проводился в Болгарии.
Но певица была представителем ленинградской школы, и её кандидатура находилась под сильным прессингом столичных представителей. Певице звонили из столицы и открытым текстом просили отказаться от участия в конкурсе добровольно. Она не согласилась. Дело в итоге дошло до самой Е. Фурцевой, которая всё же настояла на участии Марии Пахоменко.
Дальше произошло невероятное. Певица, находящаяся под сильным давлением, побеждает в конкурсе и, приехав на родину с главным призом в руках, фактически подверглась бойкоту со стороны центральных СМИ. Лишь в газете «Советская культура» победе Пахоменко посвятили скромный сухой абзац.
Вскоре певицу перестали приглашать в Москву с концертами, а потом почти перестали приглашать на центральное телевидение.
И вот именно в этот момент на эстрадном олимпе восходит звезда Валентины Васильевны Толкуновой. Получалось, что Москва нашла замену. И что интересно, обе певицы были даже внешне очень схожи. Такой же хвост волос или коса, такие же бусы, практически тот же образ.
Чем-то был похож и репертуар певиц, состоящий из лирических песен. Но у Толкуновой всё же было одно преимущество перед Пахоменко: её репертуар был не только лирический, но и патриотический. А это в лапинские времена был лучший пропуск на советский голубой экран.
С середины 70-х Мария Пахоменко всё реже появлялась на экранах центрального телевидения. Ибо ставить в один телевизионный концерт Толкунову и Пахоменко с точки зрения редакторов было нерационально. Для Толкуновой стали работать самые лучшие и известные композиторы страны. Для Пахоменко — лишь Колкер и некоторые питерские авторы.
Вот примерно так выглядела эта ситуация снаружи. Детали и тонкие подробности, что спрятаны внутри, до сих пор мало озвучены, а потому и малоизученны.
Антагонизм Ленинграда и Москвы в то время усилился. Ленинградские артисты и звания получали позже, и денег имели меньше. Вот и Мария Пахоменко получила заслуженную артистку только под сорок лет, когда она уже была мега-звездой в СССР. А звание народной артистки Александр Колкер буквально выбивал для нее в 1998 году.
Анатолий Васильев, руководитель «Поющих гитар», вспоминал, что его коллективу приходилось давать в середине 70-х по 350-380 концертов в год, чтоб полноценно жить. Московские артисты уводили ноты с аранжировками у питерских на пересечениях гастролей. История, рассказанная тем же А. Васильевым о том, как пропали ноты песни «Люди встречаются, люди влюбляются», которая входила в репертуар его группы, весьма характерна. Вскоре эту песню распевали музыканты из «Весёлых ребят». Москвичи вообще легко обходили на поворотах ленинградцев.
Обе певицы, и Мария Пахоменко, и Валентина Толкунова были — чистые души для нашей эстрады, почти «святые». Времена Аллы Пугачёвой и коварных 80-х ещё не наступили. Артисты в целом жили дружно. Между обеими артистками никто никогда не засвидетельствовал какого-либо неуважения друг к другу. Но по правде говоря их гастрольные и концертные дорожки мало пересекались.
Разговоры о том, что Толкунова подсидела Пахоменко, которые велись за кулисами, не имели под собой никакого основания. Тут скорей те, кто стояли выше их, делали свои ставки. Так сказать, рулили процессом.
Валентина Васильевна Толкунова сделала совершенно фантастическую карьеру на сцене, записала почти 800 песен и несколько десятилетий не сходила с основной музыкальной дорожки СССР. Она была трудоголик, первой ехала в Афганистан и Чернобыль, запредельно много выступала в городах и сёлах. Её биография и народная популярность достойны самых высоких оценок. Люди приезжали из сёл и деревень только чтобы прикоснуться к ней как к некой святыне.
Мария Леонидовна Пахоменко тоже трудилась долгие годы. Правда начиная с 1975 года это было заметно уже далеко не всем. В 80-е годы певица пришла на ТВ, где ей предложили вести популярную программу «Приглашает Мария Пахоменко». Передача продержалась целых семь лет в эфире. В целом Мария Пахоменко объездила с гастролями пол-Европы. Пела на всех ведущих сценах нашей страны и Европы, в том числе в легендарном парижском зале «Олимпия».
Творческий век Марии Пахоменко был бы куда длинней, умей она постоять за свои творческие амбиции. Но её характер не был бойцовским. Просить она не умела, с полезными людьми не дружила.
Обе певицы окончили свой век довольно драматично. Валентина Васильевна долгое время тяжело болела, но до последних дней старалась нести публике радость со сцены. Марию Леонидовну не пощадила болезнь Альцгеймера, и последние дни её омрачились всякими неприятными историями, связанными с близким окружением.
Но образы обеих певиц навсегда отпечатались в наших сердцах. Наверное поэтому многие их песни пережили их самих и звучат до сих пор. Пускай и в другом исполнении.