9 января 1956 на экраны вышла комедия «Максим Перепелица» с Леонидом Быковым в главной роли. Всё началось с одноимённой книги военного журналиста и писателя Ивана Стаднюка — именно в этом сборнике рассказов впервые появился озорной и находчивый парень из украинского села, которого призывают в ряды Советской армии. Над сценарием будущей комедии автор работал лично, а за экранизацию взялись на «Ленфильме» во главе с режиссёром Анатолием Граником.
На главную роль утвердили молодого актёра Леонида Быкова, который на пробах покорил всех присутствующих простотой, непосредственностью и умением перевоплощаться «без комикования и наигрыша». Картина стала дебютом для Лидии Федосеевой-Шукшиной — она промелькнула на экране в образе девушки на проводах в армию.
Съёмки проходили на Полтавщине — в селе Савинцы Миргородского района, так что на большинство главных ролей режиссёр пригласил актёров украинских театров. А возвращение Максима домой снимали на на станции Ржевка под Ленинградом.
Далеко не все зрители узнали в фильме Георгия Вицина, сыгравшего деда Мусия. Актёру обычно приходилось играть героев младше себя, а тут персонаж был лет на тридцать старше. Вицина загримировали так, что никто и не заподозрил, что пенсионера играет 37-летний актёр. При этом он был всего на десять лет старше Леонида Быкова.
В фильме впервые прозвучала «Солдатская песня», которую после премьера запела буквально вся армия. На многие годы композиция Василия Соловьёва-Седого и Михаила Дудина стала торжественным маршем, которым встречали и провожали в аэропортах самых именитых гостей страны.
Именно в «Максиме Перепелице» впервые был показан легендарный автомат Калашникова, который уже шесть лет был на вооружении, но ещё ни разу не демонстрировался широкой публике.
Некоторые армейские чины остались недовольными фильмом. После премьеры сценариста Ивана Стаднюка обвинили в пропаганде панибратства в армии и несоблюдения субординации — в картине командир роты пригласил вернувшегося с гаупвахты Максима посидеть вместе с ним на скамейке и даже угостил папиросой из своего портсигара.
В год выхода комедии «Максим Перепелица» разразился скандал на неслыханную для советского кино тему — обвинение в плагиате. Дело в том, что с разницей в несколько месяцев в прокат вышел «Солдат Иван Бровкин» с таким же сюжетом: армия дисциплинирует сельского лентяя и балагура, сделав из него сознательного и ответственного гражданина. Сходство двух фильмов усилило и то, что главных героев играли обаятельные тёзки одного типажа Леонид Быков и Леонид Харитонов, а также участие в обеих картинах Татьяны Пельтцер.
Между создателями двух комедий разгорелся спор за право считаться первопроходцами. Иван Стаднюк написал письмо в газету «Правда» с просьбой разобраться в ситуации и признать авторов «Ивана Бровкина» плагиаторами. Сценариста Георгия Мдивани даже постигли неприятности по партийной линии, а позже он позвонил домой Ивану Стаднюку и попросил прощения. Однажды Стаднюк повстречал в парикмахерской самого Александра Довженко — тот назвал «Максима Перепелицу» народной комедией, а «Ивана Бровкина» окрестил жалкой пародией.