Графиня Мария Капнист в начале 1941 года работала в горсовете города Батуми. В тот день она участвовала в легкоатлетических соревнованиях. После — прием, а после приема ее пригласили в комнату где находился Лаврентий Павлович Берия. Девушке он сделал предложение и получил в ответ оплеуху. А Капнист — 15 лет лагерей.
( Вообще, после ареста Лаврентия некоторые его жертвы давали совершенно чудовищные показания. Не знаю, делать ли об этом отдельный пост. С одной стороны История, а с другой….)
Большую часть срока графиня вырубала уголь в закрома Родины. В 1949 родила дочь от заключенного Яна Волконского, который через два года скончался. Однако все это не помогло освобождению. На свободу она вышла только в 1956. Говорят за нее вступился тогдашний Патриарх Алексий I, хорошо знавший родителей графини. (По другой версии — Анастас Микоян).
Театральное образование Капнист получила еще в 1934 в Ленинграде. Там же выходила в массовках на сцене театра им. Пушкина.
Но первой ролью Марии в кино стала роль игуменьи в кинокартине «Таврия». Фильм сегодня забыт. Увы.
Свой загадочный колдовской образ, который до мурашек пробирает всех зрителей в «Бронзовой птице», Капнист формировала у режиссера Александра Птушко на «Руслан и Людмила». Вообще-то ту роль ведьмы получила Цецилия Мансурова. В первой день съёмок, режиссер, собрав массовку и зарядив технику, скомандовал «Мотор!». Цецилия Львовна вдруг наивно произносит: «Александр Лукич, я тут подумала…. может, я лучше здесь встану?»
— Ах ты старая…., — подумал Птушко и выгнал знаменитую театральную актрису. На ее место взяли Капнист.
В «Руслане и Людмиле» есть сцене, где Капнист-ведьма насылает полчища татар. Если не помните, то посмотрите, освежите в памяти фильм. Так вот, актрису там обманули — обещали со спины подвести волка, а подвели тигра. Живого! Но проведшая 15 лет с уголовниками Капнист не сдрефила. Отсюда и такой сногсшибательный взгляд в кадре. Птушко долго извинялся за подмену зверя.
Но соседи по дому за глаза и стали называть актрису «ведьмой». Миф усилился после того как Мария Ростиславовна, придя домой на глазах старушек, сидящих у подъезда, вдруг минут через 15 снова вошла в подъезд…. Это как это? Ладно бы одна старушенция это увидела, но там их четверо было! Четверо помешаться одновременно не могли.
Все объяснялось просто. Мария Ростиславовна связала простыни и скатерти. На этой связке она спустилась с балкона третьего этажа и снова вошла в дом. Момента спуска бабки не видели и решили, что…. свят, свят, свят.
Успех у зрителей и соседей вдохновил актрису на другие чудачества. К примеру, она могла прийти в гости в час или два ночи. Могла начать вещать как прорицательница, взглянув на незнакомца. Разговоры с животными — само собой. У увядающих цветов она отрезала головки и бросала в свою ванную. Пусть оживают.
В Крыму к ней пристал местный плейбой. Капнист любила купаться по ночам. Естественно нагишом. Фигура и в 60 и в 70 у нее была отменная. Вот парень увидев актрису со спины, решил догнать в воде. Догнал.
— Девушка, вы так красиво плаваете, давайте познакомимся!
— Да? Ну, тогда поплыли к берегу. Так практичнее, — ответила «девушка».
Доплыв до песка она вышла на берег и повернулась к ухажёру. Луна осветила ее лицо.
— а-а-а-а-а, ведьма!
— Молодой человек, никогда не назначайте свидания, не заглянув в лицо, — как бы подвела черту под знакомством Ростиславовна.
Вполне логично.
С такими данными Капнист очень хотела сыграть…. Плюшкина в экранизации «Мертвых душ». Представляете? Но роль досталась Иннокентию Смоктуновскому. Обидно.
Бум ее востребованности пришелся на конец 80-ых — начало 90-х.
Вспомните «Искусство жить в Одессе», «Белые одежды». О ней самой снят документальный фильм «Три праздника Марии Капнист». Поище на YouTube или в интернете, если интересно. Узнаете еще больше фактов.
Прах актрисы захоронен на Полтавщине, в Обуховке, недалеко от родового имения Капнистов.