«Меня почти затянуло под винт корабля». Как Николай Еременко чуть не погиб на съемках «Пиратов» и другие истории из жизни актера

Помните первый советский боевик «Пираты ХХ века»? Что бы эстетствующие киноведы не говорили – это была настоящая «бомба» для зрителей СССР. А что вам известно о судьбе актера, снявшегося в главной роли? Это был Николая Еременко-младший.

Мальчик, выросший за кулисами
Николай – сын двух знаменитых белорусских актеров. Отец – народный артист СССР, тоже Николай Еременко. Мать – народная артистка БССР, хорошо известная в республике театральная актриса Галина Орлова. Впервые родители взяли мальчика на гастроли в 3 месяца. Ребенок уродился красивый, раскованный и немного «безбашенный». Однажды он, заигравшись за кулисами, вышел на сцену к маме, чтобы помогла застегнуть штаны…. Спектакль по Мольеру был сорван, но театральный фольклор Минска обогатился – эффектное появление на сцене будущей звезды экрана вспоминали долго. Галина Орлова писала:

Разумеется, мы не навязывали Коле свою профессию, но видимо, он просто не представлял себя вне нее

«Блатной» студент
В Москву во ВГИК в мастерскую Герасимова Николая повез отец, который однажды снимался в фильме мастера. Сергей Аполлинариевич взглянул на красивого юношу с вызывающими глазами и сказал: «Ну, почитайте что-нибудь…» Еременко-младший вспоминал:

Я сказал «Гроза», Заболоцкого. Он поднял брови: «Тебе это действительно нравится, мальчик? Ну давай». «Грозу» меня заставил выучить отец – он помнил, что Герасимов часто повторял строчки из нее на съемках. Я понял, что попал… Но прочитал, вряд ли, конечно, понимая глубину стихотворения своими мальчишескими мозгами. Видимо, чем-то Герасимова подкупил. Меня взяли.
Говорят, вердикт Герасимова гласил: «Я сделаю из этого мальчишки актера». Мастер действительно благоволил Еременко-младшему, хотя студент был, что называется «оторви да брось» — все пять лет ему грозили отчислениями за прогулы, «хвосты», хулиганские выходки. Но Гарасимов снял его в шести своих картинах.

Благословенная актерская фактура
Еременко вспоминал:

Встречает меня однажды Герасимов в коридоре института и спрашивает: «Коль, ты Стендаля читал?» Я начинаю что-то бормотать, выкручиваться. Он усмехнулся: «Коленька, книжки читать не вредно, изредка хоть … «Красное и черное» прочти, потом вернемся к этому разговору».
Жюльер Соррель в исполнении Еременко получился незабываемым! Фильм снимался долго, и щуплый юноша успел сформироваться в красивого, статного мужчину – стопроцентного героя-любовника. Что и подтвердило всенародное признание зрителей, особенно зрительниц.

Еременко-младший едва ли не первым из советских актеров стал полноценно использовать в качестве артистического инструмента тело. В основном все играли «эмоциями», а он говорил:

Внешность – самое дорогое, что у меня есть. Я работаю телом, а значит, мне необходимо бдительно следить за тем, как я выгляжу. Мужик должен ощущать мышцы! От них зависит его внутреннее состояние. Так что я плаваю, делаю силовые упражнения, пью кефир на ночь. Хоть и ненавижу режим…
Зрители это оценили – он был кумиром миллионов, которые видели в нем воплощенную мужественную красоту.

Новая грань
На роль в «Пиратах» Еременко утверждать не хотели – он имел устоявшееся амплуа романтического героя. Но на пробах Николай просто снял рубашку, и рельефный торс, налитый неподдельной силой, все сказал сам за себя.

Это была уникальная для советского времени роль, где главным был не текст, а трюки. Большинство из них Николай исполнял без каскадера, поскольку они были плотно переплетены с образом. Один почти стоил ему жизни:

Мой старший механик эффектно спрыгивал со скалы на палубу. Нужно было прыгнуть чуть в сторону, чтобы упасть в воду. Я прыгнул под борт и почувствовал, что меня сильно тянет под винт, трудно отгрести… Если бы растерялся – выплыл бы один фарш… Но я собрал все силы и получил новый опыт.
После бешеного успеха фильма в прокате он получил немало писем от разочарованных фанатов, которые оплакивали романтический образ героя-любовника. Впрочем, восторженных откликов от молодого поколения было гораздо больше! Еременко вспоминал:

Государство наше сшибало с этого фильма огромные деньги, но в то же время ругало за подражание западу. Брежнев принял кино очень благосклонно. Он всегда забывал, кто свой, а кто враг. При просмотре всегда спрашивал: «Это наш его так ё…л! Ай, молодец!!!»
Николаю Еременко-младшему выпала короткая жизнь – его не стало от инсульта, едва перешагнув границу пятого десятка, годом позже, чем его отец. До конца был востребован в профессии. Успел снять в качестве режиссера картину «Сын за отца», где снялся со своим отцом. Николай Николаевич писал:

Все то, что не состоялось в жизни, реализовалось в фильме. Это было ностальгическое прощание со старым временем, старым кинематографом…
Николай Еременко ведь был достойным продолжателем актерской династии, правда?

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓

«Меня почти затянуло под винт корабля». Как Николай Еременко чуть не погиб на съемках «Пиратов» и другие истории из жизни актера