«Незабвенный, добрый, открытый, созданный для улыбки и юмора, уютный и магнитообразный, в чем-то незащищенный, талантливый, обаятельный, сентиментальный, очень темпераментный и чуть-чуть ленивенький, любитель вкусно поесть и пригубить, спеть романс, азартно поиграть на бегах и «поболеть» за футболистов «Спартака», не способный тратить время на интриги и кляузы, любимец публики»
В Михаиле Михайловиче необычным было все. Начиная от его колоритного голоса, который услышав один раз, уже невозможно было забыть, заканчивая его удивительными женами. Первой женой Яншина была та самая Вероника Полонская, которой увлекся бунтарь Маяковский незадолго до своей смерти. Второй женой была Ляля Черная, самая знаменитая цыганская красавица, примадонна и легенда театра «Ромэн». Третьей женой Яншина, уставшего от бурных страстей огненных див, с которой он наконец-то обрел спокойную и счастливую жизнь, стала Нонна Мейер. Нонна была верной спутницей и надежной опорой знаменитого артиста до самого его последнего дня.
Полюбив театр с ранних лет, Михаил Яншин уже не представлял без него жизнь. Будучи учеником Ольховского городского реального училища, он участвовал в драмкружке, играя, правда, исключительно женские роли (сказались его невысокий рост и курносое лицо). Так в гоголевской «Женитьбе» Михаил исполнял роль Агафьи Тихоновны, а в «Ревизоре» – Марии Антоновны. Насколько удачными были эти первые шаги на сцене трудно сказать, но сам Михаил Михайлович признавался, что в то время актерских способностей в нем никто не находил…
После окончания реального училища Михаил Яншин три года учился в московском среднем Комиссаровском техническом училище, а в 1919 стал студентом Высшего технического училища (ныне МГТУ имени Н.Баумана).
Революция и последующая за ней Гражданская война изменили жизнь Михаила Яншина. В 1919 году юноша, не окончив и первого курса, ушел добровольцем в Красную Армию. Два года он отслужил в войсках внутренней охраны, участвовал в подавлении антоновского восстания в Тамбовской губернии. В 1921 году Михаил Яншин демобилизовался из Красной Армии. Свою будущую жизнь он решил связать со сценой.
В 1922 году Михаил Яншин отправился сдавать экзамены во Вторую студию МХТ. Сам он видел себя трагическим актером, поэтому и на экзаменах читал соответствующие стихи. Патетическое выступление юноши вызвало хохот приемной комиссии, а возглавляющий комиссию Василий Васильевич Лужский, вытерев выступившие от смеха слезы, посоветовал: «Ох, голубчик, прочтите басню». Тем не менее он поступил. В 1924 году Михаил был принят в труппу МХАТа, где и проработал всю оставшуюся жизнь.
Оставаясь актером МХАТ, Яншин с 1931 года начал пробовать себя на режиссерском поприще. Дебютировал он спектаклем «Шестая мира», поставленным в Московском Мюзик-холле совместно с Горчаковым. Затем вместе с Юрием Завадским он в 1932 году поставил в Центральном Театре Красной Армии спектакль «Мстислав Удалой» по И.Пруту. А в 1937 году в московском Театре сатиры им был выпущен спектакль «Мелкие козыри».
В довоенный период Михаил Яншин успел также поработать художественным руководителем Московского театра лесной промышленности , а с сентября 1937 по июнь 1941 был художественным руководителем цыганского театра «Ромэн». И опять – все без отрыва от МХАТа!
Свои лучшие роли в кино Михаил Яншин создал в картинах по произведениям классиков. Начало положил его Нютин в блистательной комедии Исидора Анненского «Свадьба» (по произведениям Чехова), вышедшей на экраны еще в годы войны. В той картине снялось целое созвездие актеров: Эраст Гарин, Фаина Раневская, Осип Абдулов, Сергей Мартинсон, Зоя Федорова. Одна из блистательнейших работ актера на экране – попечитель богоугодных заведений Артемий Филиппович Земляника в экранизации гоголевского «Ревизора». Не менее заметная работа – сэр Тоби Белч, дядя графини Оливии в «Двенадцатой ночи» режиссера Яна Фрида Впрочем, несмотря на всенародный успех созданных им на экране образов, сам Михаил Яншин считал эти работы лишь отголоском своей актерской деятельности в МХАТ.
Режиссеры нередко приглашали Яншина озвучивать героев мультфильмов. Яншин вообще подходил к работе в мультипликации со всей серьезностью, полностью выстраивая образ. Когда ему однажды довелось озвучивать роль Огурца, актер поинтересовался у создателей фильма о судьбе и характере своего героя. В ответ на изумленные вопросы, для чего ему это надо, Яншин ответил, что одно дело, когда говорит огурчик, греющийся на грядке, и совсем иное – когда разговаривает он же перед тем, как хозяйка закатает его в банку. При этом он своим голосом и интонацией так выразительно изобразил эти два разных состояния, что художники были вынуждены внести кое-какие поправки в нарисованный ими образ огурчика.
Михаила Михайловича любили буквально все вокруг. За добродушие, открытость и за отменное чувство юмора. Как-то раз лежал в Кремлевской больнице. Вышел в общий холл, где было много народа и стал читать журнал «Новый мир». Это издание в верхах уже начинали ненавидеть за инакомыслие. Поблизости сидел какой-то явно высокопоставленный напыщенный блюститель идеологической линии. Яншин, закончив чтение, сказал, как бы сам себе вслух:
— Какой умница Лакшин! Горжусь тем, что я его современник.
Это была спичка, заброшенная в лужу бензина. Партократ взорвался:
— Не будь завтра советской власти, этот ваш Лакшин станет спину гнуть перед любой другой!
Яншин оглядел окружающих и спросил с наивностью ребенка:
— Кому же это может прийти в голову, что завтра не будет советской власти?
Блюститель, как говорили встарь, был «скандализирован».
Михаил Яншин работал до последних своих дней. В 1974 году на экраны вышел телеспектакль «Соло для часов с боем», где Яншин сыграл свою последнюю роль на экране – Франтишека Абеля. Сыграл, по выражению Олега Ефремова, исповедально. За эту работу артист 7 ноября 1975 года был удостоен Государственной премии.