Играя даже небольшую роль, Николай Граббе неизбежно привлекал к себе внимание. Это объяснимо: фактурный типаж, уверенные манеры, правильные черты лица – природа одарила Николая Карловича сполна! Но главным образом зрителей привлекало мастерство и необычайная глубина игры актера. Интересно, что он не планировал сниматься в кино, мечтая связать жизнь со съемкой и режиссурой. Но обо всем по порядку.
Происхождение, юность
19 декабря 20-го года прошлого века в семье советских интеллигентов родился будущий киноартист. Мать трудилась на секретарской должности в одном из учреждений, а после рождения сына оставила службу в пользу семьи. Отец, который был родом из Латвии, работал в бухгалтерии.
Отправив Колю в школу в 1928-м году, родители вскоре заметили склонность мальчишки к актерству. Он блистал в школьном драмкружке, до слез потешно изображал киногероев и иных известных персон. В то же время, мечтой Коли была профессия кинооператора, а не съемки в фильмах.
Получив среднее образование, юноша лишь укрепился в своем желании, вознамерившись отучиться на курсе кинооператоров во ВГИКе. Но случай порой диктует обстоятельства! Как раз когда Николай должен был поступать в ВУЗ, прием на факультет, готовивший будущих кинооператоров, отменили. Зато на актерском направлении Н. Граббе были рады. Пройдя вступительные экзамены с первого раза, молодой человек оказался в списках зачисленных на курс.
Киносъемки, амплуа артиста
Окончив ВУЗ, Граббе некоторое время работал в «Союздетфильме», а с 1967 года поступил на службу в Театр – студию киноактера.
В последний год учебы молодой человек исполнил свою дебютную роль. Это был Павка Дроздов в киноленте «Мы с Урала» о жизни советских юношей и девушек во время ВОВ. Фактура вальяжного, уверенного в себе мужчины диктовала амплуа артиста. Чаще всего ему предлагали играть иностранных подданных, власть имущих, военнослужащих и других, ярких внешне и духовно, героев.
Николай Карлович обладал сильным характером, но отличался скромностью. Видимо, это стало причиной тому, что роли ему доставались в основном эпизодические. Но как тонко и профессионально он играл характерных героев!
На его счету свыше 40 ролей, в числе которых:
английский офицер в к/ф «Таинственная находка»,
Я.Галда – в «Школе мужества»,
Н.Берген – «Богатырь» идет в Марто»,
Кособродов в «Адъютанте его превосходительства»,
начальник тюрьмы в к/ф «Калина красная»,
В. Круг в «Возвращении резидента», и многие другие.
Богатая фильмография послужила тому, что Николай Граббе считался одним из популярнейших киноактеров середины прошлого века. Несмотря на второстепенные роли, артиста любили зрители, отмечая его тонкую игру и талант перевоплощения.
С 1970-х Граббе стал предпочитать киносъемки озвучиванию фильмов, все чаще отказываясь от ролей в пользу закадровой работы. Привлекала артиста и озвучка детских мультиков, чем он с удовольствием занимался. Голосом Николая Карловича заговорил волк в м/ф «Бабушкин козлик», медведь из мультика «Попался, который кусался», доктор Бегемот в м/ф «Слоненок и письмо»… Словом, изречение «Талантливый человек талантлив во всем» на примере Н. Граббе оправдало себя полностью.
Семейная жизнь, актерская династия
Николай Карлович был на редкость цельной натурой. Надо ли удивляться, что он связал себя брачными узами один раз и на всю жизнь – с актрисой Маргаритой Докторовой. Ее красота, яркость, женственность покорили мужчину, и вскоре после знакомства последовало предложение руки и сердца. В творческом браке родилось двое детей – дочь Екатерина и сын Алексей. Кстати, дочь решила продолжить путь родителей, избрав актерскую профессию.
Увы, Н. Граббе не обладал крепким здоровьем. Болезни ослабили самочувствие артиста, и он покинул мир летом 1990 года.