Надежде Ламановой удалось то, что не удавалось многим. Она успела поработать придворной портнихой императора, а потом шагнула в новую эпоху: стала главным советским модельером, пока другие приближённые к царской семье бежали из страны. В советское время Ламанова шила костюмы для Любови Орловой и других звёзд экрана. Как сложилась судьба знаменитого модельера, которую называли «русской Шанель»?
Надежда Ламанова родилась в 1861 году в потомственной дворянской семье. Окончила женскую гимназию, где получила хорошее образование и даже имела право преподавать географию в крестьянской школе. Но Ламанова решила пойти другим путём. Из Нижнего Новгорода она перебралась в Москву, где окончила школу кройки и шитья.
Получив диплом, Надежда устроилась в мастерскую и быстро стала её лучшей закройщицей. Когда Ламановой было чуть за 20, она открыла собственную мастерскую. И это несмотря на испытания: на тот момент она потеряла любимого человека.
В конце 1890-х ателье Ламановой было одним из самых популярных в Москве. А сама женщина из простой портнихи превратилась в известного модельера. О таланте Надежды ходили легенды. Говорили, что крой её платьев по качеству превосходит лучшие наряды парижских домов моды.
Неудивительно, что однажды разговоры о Ламановой дошли до императрицы Александры Фёдоровны. Вскоре модельер стала шить для всей царской семьи, а потом и для ближайшего окружения. Ей даже дали звание поставщицы двора императорского высочества.
В то же время Ламанова вышла замуж за юриста Андрея Каютова. Они прожили вместе больше 40 лет. Увы, детей не имели. Супруг был ещё и актёром-любителем и знал всё театральное сообщество Москвы, в том числе Константина Станиславского (тогда ещё — простого начинающего актёра).
Вот, что современники вспоминают о личности Ламановой:
«Она была женщиной энергичной, с манерами мальчика. Портнихам платила неплохо, но требовала хорошей работы. Зимой любила ездить в Сокольники, где бегала на лыжах».
Надежда Ламанова нередко бывала в Париже, где продолжала оттачивать своё мастерство. А потом, уже ставший известным, Станиславский пригласил её поработать над созданием костюмов для Московского Художественного театра.
«У Ламановой был огромный вкус! Под её началом работали 300 мастериц. Купцы пытались торговаться с ней, когда она предъявляла счёт за работу. Это было очень комично. А о масштабе Ламановой можно судить по тому, что она закупала товара в Париже на полмиллиона!» — так вспоминала одна из знакомых.
Революционные события не застали Ламанову врасплох. Она продолжала заниматься любимым делом и не уехала из страны, как большинство из её клиентов. Правда, в 1919 году модельера взяли под стражу за связь с императорской семьёй. Но по ходатайству Максима Горького освободили.
В 1921 году Ламанова начала работать в Театре им. Вахтангова. Потом разработала коллекцию платьев в русском стиле, которую встретили овациями в 1925 году на выставке в Париже. Надежда создавала наряды для фильмов «Александр Невский» Эйзенштейна и «Цирк» Александрова, где в её творениях снималась Любовь Орлова.
Постоянными клиентками Ламановой были жёны партийных деятелей, а ещё она разработала одежду для рабоче-крестьянского класса. В общем, в советское время модельеру жилось хорошо и спокойно.
Сломил Надежду Ламанову только 1941 год. Она приехала с сестрой к театру, но обнаружила, что грузовик с эвакуированными артистами уже уехал. Подумав, что она никому уже не нужна, через пару дней 79-летняя Ламанова ушла из жизни.