Ее так и называли: «наша». Шутка ли сказать, 12 ролей в советском, потом российском кино…..
Советские зрители любили ее. Как свою. В одном из интервью актриса рассказывает такой случай. В начале 80-х русские ткачихи выткали гобелен в подарок актрисе. Точь-в-точь такой, какой она когда-то сделала для себя сама, будучи беременной. Да вот потом украли. От подарка русских мастериц актриса пришла в восторг. Плакала даже. И сказала такие интересные слова: «Мы славяне очень романтичны. Но вы лучше, чем поляки сумели это в себе сохранить».
А увидели советские зрители Барбару Брыльску впервые где-то в середине 60-х в польском многосерийном фильме «Ставка больше, чем жизнь».
А потом она активно работала с советскими кинематографистами.
Для пани Барбары первым таким опытом оказался германско-советский фильм 1968 года «След Сокола» с великолепным Гойко Митичем. В вестерне «про индейцев» польская красавица играет дочь мирового судьи отважную и благородную Кэтрин.
Затем была роль польской подпольщицы Хелены в киноэпопее «Освобождение» Юрия Озерова. Запомнилась зрителям и роль Брыльской в фильме «Города и годы» по одноименному роману Константина Федина. Здесь Барбара предстала в образе возлюбленной главного героя. Роль русского художника Андрея Старцова, интеллигента, гуманиста, но человека слабого и эгоистичного, сыграл Игорь Старыгин.
«ГОРОДА И ГОДЫ»
В 1989 году актриса снялась в исторической драме о Литве «Час полнолуния». В этой киноленте она предстала в облике монахини.
А еще были работы в таких современных российских фильмах, как «Ау! Ограбление поезда», «Даун Хаус» , «Казус Белли». В новогоднем ревю 2005 года «Первый скорый», в сериале «Адмиралъ», в музыкальной комедии по мотивам сказок братьев Гримм «Тайна четырёх принцесс».
И, конечно, самая знаменитая роль Брыльской для русского зрителя – в фильме «Ирония судьбы, или С лёгким паром!».
А ведь тут была целая история с выбором актрисы на главную роль. Поначалу Эльдар Рязанов говорил, что у него и мыслях не было искать актрису за рубежом. Он был уверен, что проблем с героиней у него не возникнет.
Однако, проведя пробы с несколькими советскими актрисами, режиссёр понял, что зашёл в тупик: никто не подходил, ни в ком он не видел Надю. В героине он хотел видеть не просто красивую женщину, но ту, что обладает утонченной интеллигентностью, элегантным лоском, немного нездешнюю , немного таинственную. С налетом изысканной эротичности. И тогда Эльдар Александрович вспомнил недавно увиденную польскую мелодраму «Анатомия любви» и подумал, что актриса, сыгравшая героиню, могла бы подойти.
Да, действительно, это было попадание «в самое яблочко». И не важно, что Брыльску озвучивала другая актриса да и пела тоже другая. Барбаре удалось создать на экране именно то, что хотел режиссер и то, что ждали советские зрители. После «Иронии судьбы, или С лёгким паром!» Барбара Брыльска стала иконой стиля и талисманом Нового года для советских зрителей. Наверное, все мужчины влюбились в ее нежную, воздушную, очаровательную Наденьку. А женщины восхищались ее прической и нарядами.
Самое интересное, что в Польше этот фильм никакого фурора не вызвал, и в настоящее время его мало кто помнит. Поляки не смогли понять сам сюжет фильма Да и сама Барбара до сих пор не понимает феномена этой роли.
В интервью она всегда говорила: «Нет, это не я!». От той учительницы в ней всегда было, разве что, строгое воспитание в юности. К тому же актрисе категорически не нравился образ, подобранный для съемок: лисья шапка, пальто и рыжее платье на пуговках.
Как бы там не было, за эту роль Барбара Брыльска получила Госпремию СССР, что в те времена было очень неплохой суммой.
В 2007 году уже другой режиссер снял «Иронию судьбы. Продолжение». Брыльска сыграла в фильме постаревшую Надю.
Вообще, фильмография пани Брыльской весьма обширна. Более 70 киноролей.
А ведь в начале ничего не предвещала артистического пути.
Будущая звезда появилась на свет в 1941 году в маленьком польском городке Скотники. Кстати, бабушка девочки по отцу была из знатного рода. Но ничего в детстве даже не намекало на это. Семья Брыльских жила скромно.
Барбара была закомплексованной девочкой, считала себя нескладной и непривлекательной. Но однажды она подслушала слова своей учительницы, которая говорила, что Брыльска вырастет настоящей красавицей. Это вселило девочке веру в себя.
В школе Барбаре хорошо давались гуманитарные предметы, особенно иностранные языки. А еще она занималась живописью. Родители поощряли дочь в этом и сделали все возможное для того, чтобы девочка поступила в художественный лицей. Именно там Барбара участвовала в художественной самодеятельности. Директор лицея обратил внимание на блестящие актерские способности девушки и убедил ее учиться в киношколе.
В 16 лет начинающая актриса вытянула свой счастливый билет в кино. Барбаре досталась небольшая роль в польской комедии «Галоши счастья».
А первым серьезным прорывом в ее карьере стали съемки в фильме «Фараон». Барбара сыграла там роль наложницы молодого фараона Рамзеса. Фильм был достаточно откровенным. Но юную актрису это не слишком смущала. Она прекрасно знала, что ее фигура идеальна. На улицах просто пройти было нельзя: фотографы на каждом шагу приглашали принять участие в фотосессии.
Второй профессиональной удачей стало участие в мелодраме «Анатомия любви». После выхода этого фильма Барбару стали называть «польской Бриджит Бардо». Так она бесподобно выглядела на экране: молодая, красивая, чувственная. Правда потом посыпались однотипные предложения о съемках, где Барбаре предлагали сыграть героинь, искушенных в вопросах любви.
Любопытно то, что когда Барбару спросили, не возникали ли у нее романтические отношения с партнерами на съемках «Иронии судьбы», она лишь усмехалась и говорила, что они были не в ее вкусе.
И не удивительно. Всю жизнь Брыльску окружали исключительные красавцы. С которыми вряд ли могли сравниться наши скромные Андрей Мягков и Юрий Яковлев. Предпочитала пани Брыльска высоких эффектных брюнетов.
Вообще, многим казалось, что личная жизнь артистки должна напоминать сказку. Но скорее она была похожа на драматический сериал.
Первый раз Барбара вышла замуж в 17 лет за молодого человека немного старше себя. С ним она в автобусе познакомилась. Поразил он ее поразительным сходством с киноактером Жаном Марэ. Ради Яна Боровца, математика по профессии, Барбара бросила киношколу, переехала в Варшаву, готовила супружеские обеды. Но молодой жене быстро наскучила роль домохозяйки, и она начала на правах вольнослушательницы посещать лекции на актерском факультете института, а потом стала полноправной студенткой. Начались съемки в кино. Постепенно карьера стала набирать обороты. И вскоре Яна начали дразнить «Пан Брыльский». Самолюбивый молодой человек долго это терпеть не стал. Брак через несколько лет распался.
Следующее большое увлечение молодой актрисы – актер Ежи Зельник, классический красавец.
С ним она снималась в знаменитом «Фараоне». Отношения Ежи и Барбары продолжались 3 года. Но не сложилось. Ежи стал засматриваться на других красавиц. Брыльска разорвала отношения первой, видя их бесперспективность.
А потом случилась в жизни актрисы самая большая любовь (так говорит сама Брыльска во всех интервью). Мужчиной ее мечты оказался югославский актер Слободан Димитриевич. Брутальный красавец с загадочным, немного грустным взором. С ним Барбара познакомилась в 1969 году на съемках фильма «Белые волки». Он сделал ей предложение и повёз знакомиться с мамой. А той выбор сына не понравился. Слободан прислушался к мнению матери, решил покориться ее воле. И вскоре женился на девушке из престижного семейства.
Тоске и горю Барбары не было предела. Всю жизнь она вспоминала тот недолгий роман как самое большое счастье в своей жизни.
И спустя годы говорила о Слободане так:
«Его страсть, открытость в любви и неуемная чувственность ошеломили меня. Ради него я готова была бросить все …. Мне показалось, я не могу без него жить, дышать».
Но жизнь продолжалась. Барбаре было уже под тридцать. Нужны были стабильность, семья.
И она вновь вышла замуж. Уже за человека не своего круга. За успешного врача-гинеколога Людвига Космаля. Супруг был также красив, как и прежние ее избранники, но, как казалось актрисе, далек от легкомысленности и нарциссизма, так свойственных актерской профессии. Родились дочь и сын.
К сожалению, счастье длилось недолго. Спустя какое-то время муж стал ревновать актрису к ее успехам в кино. К ее поклонникам. Он постоянно пытался доказать ей собственное превосходство. Устраивал скандалы. Сцены ревности. А сам бросался в загулы. Изменял. Однажды Людвиг в сердцах крикнул Барбаре, чтоб она искала себе жениха.
Брак распался через 18 лет. Барбара сконцентрировалась на детях. Она их обожала и баловала. Гордилась ими.
А в 1993 году в жизни актрисы случилось немыслимое несчастье. Ее дочь, красавица и умница Бася, начавшая карьеру фотомодели и актрисы, погибла в автокатастрофе. Случай был жуткий и нелепый. Молодой друг девушки, сидевший за рулем, не получил даже царапины, а Бася ушла, прожив всего 20 лет.
Барбара оплакивала свою дочь долгие годы. По ее словам каждый день она начинала и заканчивала в слезах. Был момент, когда она готовилась проститься с жизнью. Долго отказывалась от ролей и даже начала выпивать. Но в какой-то момент нашла в себе силы жить дальше. Ради сына и внуков.
Сегодня Барбара Брыльска предпочитает уединение. Она живёт в небольшом загородном доме под Варшавой. Любит готовить, собирать грибы и возиться в огороде. Урожай пани Барбара раздает знакомым. Мечтает она только об одном: чтобы у ее близких все было хорошо…
«Я прожила богатую, насыщенную жизнь. Была счастлива. Это даже не стакан счастья, а целое ведро. Одному человеку и пятисот лет не хватит выпить его до дна. Но за все надо платить…», – так сказала актриса в недавнем интервью.