Актриса Наталья Крачковская долго и последовательно двигалась к своей всесоюзной славе. Почему-то у многих телезрителей сложилось впечатление, что Гайдай взял её на роль мадам Грицацуевой чуть ли не с улицы, и что она была человеком далёким от кино…
Наталья Леонидовна Белогорцева родилась до войны в Москве. Дед её был терским казаком и служил в охране Николая Второго. Отец до войны был актёром в театре Таирова, прошёл всю войну и погиб от пули недобитого нациста в ноябре 1945 года в городе Веймаре, где он дослуживал в военной комендатуре. Мама, Мария Зотовна Фонина, была актрисой, служила в театре Таирова, а потом долгое время — в театре им. Пушкина. Во многом профессия матери предопределила жизненный путь молодой Натальи. Правда красотой девушка не блистала. Но зато у нее был высокий рост, стать, и в молодые годы будущая актриса полной ещё совсем не была.
После школы Наталья поступила в историко-архивный институт. Но проучившись там год заскучала, и на следующий год рискнула поступить во ВГИК. Владимир Белокуров (наш знаменитый Чкалов и Чичиков) хохотал больше всех, когда увидел как она комично читала отрывок из «Конька-Горбунка», и взял её к себе на курс.
Тогда же в 1956 году она сыграла свою первую маленькую роль в кино. Это был фильм «Повесть об агрономе». Ролью Раечки открывается послужной список актрисы.
Но когда юная артистка заканчивала первый курс ВГИКа с ней произошла беда. Её сбила машина и она потеряла зрение. Врачи категорически запретили ей учиться во ВГИКе.
Два года девушка сиднем просидела дома. Зрение постепенно возвращалось к ней. Из ВГИКа её отчислили, и она продолжила учёбу на заочном отделении историко-архивного.
Но надо было знать упорный характер Натальи. Полностью восстановив зрение, она продолжила сниматься в кино. Она уже в юные годы являла собой типаж и умела себя подать.
В 1959 году Наталья Леонидовна снялась в двух фильмах: «В степной глуши» и «Всё начинается с дороги». В 1960 году актриса снялась в маленьких ролях в «Нормандии-Неман» и у Григория Александрова в «Русском сувенире». Именно на этом фильме она услышала от великой Любови Орловой фразу: «Не пытайтесь себя переделать. Оставайтесь такой, какая вы есть».
В 1961 году Наталья первый раз сыграла серьёзную, полноценную роль в кино. Владимир Басов пригласил её в свой фильм «Битва в пути». С ролью Веруньки Наталья Леонидовна справилась отлично. На фоне маленькой Людмилы Крыловой она смотрелась величественно. Они были как Пат и Паташон в кадре.
В 1962 году Наталья Белогорцева сыграла маленькие роли в фильмах «Половодье» и «Коллеги». Именно на съёмках «Половодья», в Тарусе, молодую и добродушную Наталью увидел звукорежиссёр Владимир Крачковский. Он был старше её на 20 лет, но сразу влюбился. Покорял сердце своей избранницы наш известный звукорежиссёр через желудок. Каждое утро он приносил ей в номер роскошный завтрак со свежеиспеченными булочками и сметаной. Перед таким вниманием и съестным великолепием Наталья устоять не смогла.
Мать Натальи была против её брака с Крачковским, но актриса пошла наперекор советам матери. И не ошиблась. Это был удивительно счастливый брак, который продлился 26 лет. В 1963 году Наталья Леонидовна родила сына Васю. Супруги жили душа в душу. Благодаря влиянию мужа Наталья становилась глубже и увереннее в себе.
В 1964 году она сыграла в картине К. Воинова «Женитьба Бальзаминова». Причём сразу две разные роли, и обе — бессловесные. Это она тащит Мишеньку Бальзаминова в бордель, почти так же, как страстная проститутка из «Бриллиантовой руки». И ещё Наталья Леонидовна играет женщину из свиты Домны Белотеловой, героини Н. Мордюковой, в сцене когда Бальзаминов в костюме башмачника напугал до смерти женщин и загнал их в воду.
Дальше в 60-е годы у актрисы было только три весьма незначительные роли в фильмах «Николай Бауман», «Операция «Трест», и «В трудную минуту». Не закончившую ВГИК актрису перестали снимать во многом не из-за отсутствия образования, а из-за её полноты. После рождения Васеньки Наталья Леонидовна сильно раздобрела, и режиссёры не понимали, как использовать её в кино.
Кстати в трудовой книжке актрисы написано, что она с 1961 по 1967 год трудилась лаборанткой в НИИ Металлургии, и с 1967 по 1970 годы работала на кафедре геологии МГУ. Профессионального актёрского образования она так и не получила.
Возможно, что роман с кино и закончился бы в шестидесятые годы у Натальи Крачковской, если бы не судьбоносная встреча с Леонидом Гайдаем. На роль мадам Грицацуевой Гайдай планировал Нонну Викторовну Мордюкову. Стоит сказать, что режиссёр, уже испытавший на себе харизму гениальной Мордюковой в «Бриллиантовой руке», не понимал, как строить отношения с актрисой дальше. Мордюкова у режиссёров всегда считалась проблемной актрисой. Она давала почти всегда стопроцентное попадание в роль, но из режиссёров часто всю душу вышибала. В итоге от Мордюковой Гайдай отказался.
На роль утвердили Галину Волчек. Режиссёр уже пригласил её на съемки, но тут случайно увидел на Мосфильме Владимира Крачковского и его супругу. Формы Натальи Леонидовны и внешность поразили Гайдая, и он закричал от радости: «Так вот она: знойная женщина — мечта поэта!» Какова же была радость режиссёра, когда он узнал, что Наталья Леонидовна Крачковская уже имеет достаточный опыт в кино.
Во время съёмок Н. Крачковская вела себя очень мужественно. Все трюки в картине выполняла сама. Во многом из-за того, что Гайдай не смог найти дублёршу с похожими на её формами. Сцену на московском почтамте, где она бегает наперегонки с Бендером, снимали две недели. В результате получилась одна из лучших сцен фильма, в духе Чарли Чаплина или Бастера Китона, плюс пара сломанных рёбер Натальи Крачковской. Но что сломанные рёбра, если наутро после премьеры актриса проснулась всесоюзной знаменитостью!
Чтобы не стать актрисой одной роли Наталье Крачковской пришлось регулярно показывать уровень актёрской игры. К её чести стоит сказать, она всем доказала, что она не просто типаж, а прекрасная характерная актриса. Особенно ярко это проявилось в следующей работе Натальи Леонидовны, в роли Ульяны Андреевны Бунши в комедии «Иван Васильевич меняет профессию». Вторая её бессмертная роль у Гайдая широко раскрыла для неё двери в отечественный кинематограф.
С 1973 года актриса играла безостановочно. Иной раз по 5-7 картин в год выдавала на гора. И что удивительно, довольно безболезненно пережила кризисные 90-е годы. И в новом веке она была по уши в работе.
Лишь с 1988 по 1990 год у актрисы было временем простоя. Она очень тяжело перенесла смерть горячо любимого супруга Владимира Крачковского. Два года она вообще не понимала как дальше жить.
Неплохо прожила она и остаток своих лет в новом веке. Несмотря на многочисленные болезни, актриса никогда не падала духом и не подавала виду как ей плохо. Жила и двигалась вперёд. Смогла открыть для себя театр и много была задействована в антрепризах. Под конец жизни из-за болезни её привозили в театр на инвалидной коляске, и она продолжала играть.
И что характерно, Наталье Леонидовне так и не присвоили звание народной артистки. С трудом на 60-летие пробили ей заслуженную. А звание народной она получила от самого народа, который её любил и почитал.