Наташа Белогорцева росла в закулисье. Мама, Мария Фонина, актриса театра имени Пушкина, почти всегда была занята в театре, а маленькую Наташу буквально нянчили в его стенах. Да и от квартиры до театра — всего сто метров, куда еще пойти девчонке, как не к маме, в театр?
Она присутствовала на репетициях и само собой, на спектаклях, ревниво высматривая маму на сцене, она была знакома со всеми рабочими сцены и костюмерами. Жизнь в театре была захватывающей, оставшееся время Наташа проводила среди мальчишек, проказничала не менее, чем они. Война отняла у нее отца, Леонида Белогорцева, который погиб не то от пули нациста, не то в автокатастрофе, будучи военным комендантом Веймара. От отца осталась память — прикосновение больших добрых ладоней, запах сукна гимнастерки и шинели.
Послевоенное детство было голодным, Наташу подкармливала грузинская родня. Девочка росла худенькой и очень подвижной. Она была уверена на все сто процентов, что иной дороги, чем в театр у нее нет. Мама подводила дочку к зеркалу и просила внимательно вглядеться. «С такой внешностью в актрисы не берут», — увещевала Мария Фонина. А Наташа, округлившаяся на обильных бабушкиных обедах к десятому классу, не соглашалась с доводами мамы ни в какую. И после окончания школы, вместо того, чтобы подавать документы в историко-архивный, рванула во ВГИК. Прочитала перед комиссией монолог Катерины из «Грозы» Островского и поняла — не впечатлила.
Отвернулась, разгладила волосы на прямой пробор и объявила: «Конек-Горбунок». И выдала произведение Ершова, читая за всех персонажей одновременно в лицах. Владимир Белокуров, которому предстояло набрать свой курс вгиковцев, вынес вердикт: «Девочку взять». Так сбылась мечта Наташи Белогорцевой.
Но жизнь часто вносит свои коррективы. Направляясь в институт, Наталья попала в страшную автокатастрофу — на тротуар, по которому шла студентка ВГИКа, наехала «Победа». Девушку доставили в больницу, сидевший за рулем «Победы» не сбежал, а был рядом с ней, старался помочь, суетился, винился, все время посещал в больнице, угощал сладостями. Приговор врачей был суровым -зрение потеряно, надолго ли — неизвестно. Потянулись черные дни. Девушка верила со всей силой оптимизма молодости, что она победит недуг. Зрение возвращалось, но не сразу, мир казался зыбким и нереальным. Из ВГИКа документы пришлось забрать. Чтобы заработать денег, Наталья устроилась работать лаборанткой.
Молодой организм справился, зрение возвратилось. И Наталья рванула на «Мосфильм». Сниматься, только бы сниматься, в массовке, на заднем плане, все равно — главное, чтобы играть, быть в съемочном процессе. Ее первое появление на экране с фразой о корове не осталось незамеченным. Колоритную девушку стали приглашать на роли деревенских, крепких девушек, девушек «из народа», этот типаж был очень востребован в кинематографе пятидесятых годов.
Не прошло и трех лет, как Наталью Белогорцеву пригласил в фильм не кто иной, как мэтр отечественного кинематографа Григорий Александров. Она сыграла в маленьком эпизоде, но была замечена. К этому времени относится легенда, в которую со временем поверила и сама актриса. Да, она была, что называется фактурной, девушкой в теле. И мечтала похудеть. В начале шестидесятых в кино стал появляться новый женский типаж — стройная девушка с высокой прической и огромными глазами. Стараясь приблизиться к идеалу, говорят, Наталья сидела на диетах, пыталась сбросить лишний вес. И якобы сама Любовь Орлова во время съемок «Русского сувенира» посоветовала девушке оставить попытки похудеть, так как в этом самом лишнем весе и скрывалась та самая изюминка.
Во всяком случае актриса практически больше и не старалась похудеть. Да, она признавалась, что иногда старалась держать диету, а будучи уже в годах, страдая от сахарного диабета, сбрасывала вес с диетологом. Но ни к чему эти попытки не приводили. Вес возвращался.
Да и разве полюбили ли мы другую Наталью Крачковскую?
Итак, начало шестидесятых годов стало для актрисы очень урожайным. После фильма «Русский сувенир» она сыграла Веруньку в фильме «Битва в пути», поставленному по очень хорошему и интересному одноименному роману Галины Николаевой. Лично у автора образ Веруньки сложился иной, но Наталья предложила свою трактовку героини и запомнилась зрителям и кинематографистам. На съемках фильма «Половодье» она повстречала свою судьбу — звукорежиссера Владимира Крачковского. Мужчина был старше Натальи на четырнадцать лет, семья Владимира — мать и сестра были против этого брака. Но свадьба состоялась, ее играли в красивом цветущем саду, а что может быть прекраснее?
Наталья взяла фамилию мужа и стала Крачковской. Это послужило причиной долгой неприязни со стороны сестры мужа, тоже актрисы, Нины Крачковской. Она понимала, что две актрисы с одним именем «Н. Крачковская» существовать не могут. Да и кто знает Нину Крачковскую, актрису эпизода, возможно, талантливую? Мы знаем только Наталью.
С Владимиром Крачковским они прожили душа в душу двадцать пять лет, пока он не умер от сердечного приступа на улице. Она очень сильно и долго переживала смерть супруга, ее спасала только работа.
Наталья Крачковская не сыграла ни одной главной роли. Но все ее роли — «Женитьба Бальзаминова», «Операция «Трест», «Двенадцать стульев», «Нейлон 100%», «Эта веселая планета», «Калина красная», «Иван Васильевич меняет профессию», многочисленные выпуски журналов «Ералаш» и «Фитиль» с ее участием — запомнились нам ярко и отчетливо благодаря игре талантливой актрисы без специального образования Натальи Крачковской. Говорят, Гайдай открыл талант актрисы. Но разве она не адекватна вниманию лучших режиссеров?
Когда Крачковской предложили роль мадам Грицацуевой, актриса сомневалась. Она советовалась с мужем, перечитывала Ильфа и Петрова и не находила в себе черт литературной героини. Но Владимир поставил ее перед зеркалом и сказал: «Смотри, мадам Грицацуева — это ты». И так родился прекрасный экранный образ мадам, женщины знойной, но вместе с тем ранимой. И по сравнению с героиней Людмилы Шукшиной в захаровской версии «Двенадцати стульев» мадам Грицацуева Крачковской выигрывает.
Для роли Ульяны Андреевны Бунши режиссер Леонид Гайдай не мог найти подходящую актрису довольно долго. Проводил пробы, смотрел, оценивал. Владимир Крачковский попросил посмотреть жену, и режиссер понял, что нашел свою актрису. На съемках Крачковской пришлось перелезать через балкон практически без страховки, он чуть не упала, могла действительно произойти трагедия. И именно эти кадры в фильм не вошли. А еще актрисе пришлось сидеть на … питательной диете — мед, сметана, картошка с салом… Оказывается, во время съемок она заболела бронхитом, долго лежала в больнице и похудела на двадцать килограммов. Тогда Гайдай и приказал ей налегать на питательные блюда, чтобы вернуть форму. Что ни говорите, Крачковская была своего рода талисманом для режиссера. Он старался задействовать ее в каждом своем фильме, включая последний — «На Дерибассовской хорошая погода».
Актриса была всегда востребована, даже в девяностые годы она играла много и напряженно, а в те времена мало кто из советских актеров мог похвастаться обширной фильмографией.
В последние годы жизни Крачковская играла на сцене театра в антрепризе, даже тогда, когда не могла стоять, только сидеть в кресле-каталке. Актеры — безумные люди, ради профессии они готовы на все. Она жила одна, сын не ладил с матерью, появлялся редко. За Натальей Леонидовной ухаживала соседка. Актриса болела, старалась превозмочь все недуги, частенько нарушала режим и баловала себя вкусненьким. Однажды сердце не выдержало. В мартовскую ночь 2016 года ее увезла из дома бригада «Скорой», как оказалось, навсегда.