С малых лет Наташа на всю жизнь запомнила слова своей бабушки: «Твои проблемы и неприятности — это только твои проблемы, не неси их людям. А вот радостью своей — поделись!».
Она и делилась. Как могла. Никто из коллег никогда не видел Наталью Крачковскую даже грустной. Она не любила ныть и сетовать на судьбу. С виду можно было подумать, что все у нее всегда отлично. Если бы…
Она не плакала в семь лет, когда узнала, что ее отец ушел из жизни в Германии в ноябре 1945 года. Не плакала и тогда, когда в ее жизни произошла самая настоящая трагедия.
После школы Наташа Белогорцева подала документы сразу в два института — в историко — архивный и во ВГИК. Она разрывалась, хотела получить хорошую, стабильную профессию и хотела быть как мама, артистка Московского Камерного театра Мария Зотовна Фонина.
Во ВГИК поступила Наташа с первого раза. Впереди — планы и розовые мечты. Но на первом курсе она попадает в серьезное ДТП и временно теряет зрение. Врачи запретили ей даже учиться. Почти два года она сидела дома. Из института ее отчислили. Она лечилась. Никто никогда не видел, чтобы она ревела. Чуть позже она подрабатывала лаборанткой. И верила,что обязательно станет артисткой. Пусть и без диплома.
Как только здоровье пошло на поправку, Наташа стала приходить на киностудии, оставляла в картотеке свои снимки, играла в массовках. И ее заметили. Чаще всего она играла в крошечных эпизодах. И была так рада даже самым маленьким ролям. Какое — то время начинающая актриса даже была артисткой Ивановской областной филармонии.
Потом, уже став известной актрисой, Наталья Леонидовна говорила: «Я не делю роли на маленькие и большие, главные и эпизодические. Я — актриса и должна уметь сыграть любую роль. Должна сказать, что мне не стыдно ни за одну из сыгранных мною ролей».
Ее фактурная внешность была будто создана для ролей жены Бунши, мадам Грицацуевой, тетушки Шпоньки. Она была непревзойденная комедийная актриса! Знаменитая Любовь Орлова, увидев первые маленькие роли Крачковской в кино, настоятельно ей советовала не худеть и не переделывать себя. Быть такой, как есть. Да она и не собиралась.
Наверняка Наталья Леонидовна мечтала сыграть большую драматическую роль. В ней был огромный потенциал, только разгляди его. Не разглядели режиссеры. В одном из своих интервью актриса призналась:
«Когда-то замечательный актёр Лёня Марков сказал мне: «Что же режиссёры не видят твоих глаз! Для тебя же надо специально сценарии писать». Но у режиссёров собственный стереотип, они относятся ко мне, как к весёлому пустячку. Но у нас же полно женщин таких, как я. Им тоже хочется любить и страдать…»
Наталья Крачковская сыграла в кино больше сотни ролей. Даже ее минутное появление в кадре дарило ( да и дарит) зрителям радость. В ответ актриса получала мегатонны зрительской любви, которой не было у многих советских актрис. Для себя она никогда ролей не выпрашивала.
У Крачковской был редкий дар — она и вокруг себя будто излучала эту самую радость. Повезло ее мужу, звукооператору Владимиру Крачковскому. И ей с ним повезло.
Они познакомились на съемках драмы «Половодье». В начале съемок у них закрутился роман. А к концу работы над фильмом они уже были мужем и женой. В титрах фамилия актрисы, которая сыграла доярку, было написано «Белогорцева-Крачковская».
Из воспоминаний Натали Крачковской: «Я верю: как сыграешь свадьбу — так и будешь жить. У нас была замечательная свадьба. Мы сыграли её весной, когда всё цвело. Съёмочная группа накрыла роскошный свадебный стол прямо в саду. Была какая-то неземная красота!»
Владимир Крачковский был старше супруги на 15 лет. Он с первого взгляда влюбился в нее. Каждое утро, пока снимали фильм, он приносил своей Наташе в гостиницу деревенский творожок, сметану, свежие булочки. Он искренне не понимал друзей, которые в те годы были без ума от Софи Лорен, и всем говорил, что его Наташа в тысячу раз лучше!
Они были счастливы! У них был хлебосольный дом. И счастья в их доме стало еще больше с появлением Васеньки, их единственного сыночка, который родился в 1963 году.
Наталья Леонидовна овдовела в 50 лет. Она прожила 26 действительно счастливых лет с единственным мужем. После его смерти она даже не думала искать ему замену, хотя многие мужчины оказывали ей знаки внимания. После утраты Наталья Крачковская не впала в депрессию. Она этого слова вообще не понимала, говорила, что «если кто- то ноет, что у него депрессия, то ему надо просто дать разок по мягкому месту.»
Она считала просто преступлением жаловаться на жизнь. И была очень доброй. Вот просто доброй. Сейчас это такое редкое, увы, качество. Много умных, образованных, гордых, сильных, богатых, независимых, а добрых так мало.
Из интервью Натальи Крачковской: «По-моему, всем нам надо жить по Божеским заветам. Я, например, не могу пройти мимо человека, который просит милостыню. Никто в нашей жизни ни от чего не застрахован, особенно в старости. Кто знает, как сложится в дальнейшем моя судьба? Может, и мне когда-нибудь понадобится чья-то помощь. Поэтому на встречах со зрителями я обычно говорю: «Будьте добры друг к другу, заботьтесь о своих ближних». Всегда следует помнить русскую поговорку: «От сумы да от тюрьмы не зарекайся». Если мы будем внимательны к детям и старикам, то к нам трижды вернётся содеянное нами добро».
Ее часто предавали. Но она никогда ни с кем не выясняла отношения, не плела интриги, не хранила в себе ворох обид. Просто вычеркивала из своей жизни тех, кто предал. А тех, кто обидел ее не по злобе, всегда прощала. И всегда всех любила угощать гостей своим фирменным борщом, пампушками с чесноком, пирогами. Наталья Леонидовна считала, что на столе всего должно быть много, все должно быть вкусное и разное.
Последние девять лет своей жизни Наталья Леонидовна тяжело болела. Диабет, инфаркт, проблемы с ногами. Она мужественно боролась с недугами и очень хотела жить. Даже в инвалидном кресле она приезжала в театр, играла в спектакле. А за три года до ухода Наталья Леонидовна, уже тяжело передвигаясь, с палочкой, слетала в Тбилиси на встречу с родной младшей сестрой Ириной, с которой судьба разлучила их на четверть века.
Это был, пожалуй, единственный раз, когда при их встрече она не смогла сдержать слез. Они говорили сутки напролет. Вспоминали, смеялись и плакали, выговаривались за все 25 лет разлуки. Простили друг другу уже почти забытые обиды. Ведь сестры.
Несправедливо, что Наталья Крачковской так и не получила звание «Народной артистки.» Да и звание «Заслуженная артистка России» ей было присвоено только к ее 60- летнему юбилею.
В предпоследний день зимы 2016 года Наталью Крачковскую госпитализировали с острым инфарктом миокарда в одну из столичных больниц. Врачи делали все возможное, что спасти актрису. Её состояние было крайне тяжёлым. Чуда не случилось. Утром 3 марта Наталья Леонидовна умерла. Похоронили актрису на Троекуровском кладбище.
И еще один деликатный момент. Еще пару лет назад в прессе была шумиха по поводу того, что на могиле актрисы до сих пор нет памятника. В СМИ писали, что сын актрисы оправдывал это тем, что ему надо было перенести останки отца с Преображенского кладбища, чтобы перезахоронить их рядом с матерью. По его словам, была долгая бюрократическая возня. Он уверял журналистов, что памятник делают в Грузии, долго искали удачное решение… А летом этого года в прессе вновь появились снимки с могилы Натальи Крачковской и ее супруга.
«Произведен вывоз грунта, сделана укладка геотекстильного основания и засыпана гранитной крошкой», — сказали журналистам сотрудники кладбища. Волна возмущения разразилась в интернете. Но может не стоит обвинять сына актрисы? Обстоятельства, в том числе и финансовые, бывают разные. Будем надеяться, что вскоре достойный памятник все- таки будет установлен. А лучший памятник из памяти и любви народной Наталья Леонидовна себе поставила сама. Своими ролями в фильмах. Спасибо ей за радость, которую она дарит и будет дарить людям.
24 ноября этого года Наталье Леонидовне Крачковской могло бы исполниться 84 года. Вспомним любимую актрису добрым словом. Она это заслужила.