Есть такие актёры, не отметившиеся большими ролями, игравшие только в эпизодах. Но у них такие родные лица, они такие узнаваемые, домашние, свои… С ними уютно и хорошо.
Клавдия Прокофьевна Козлёнкова запомнилась советскому зрителю как мастер эпизода. Каждой актрисе хочется сыграть главную роль, но очередь на главные роли всегда длинная. Тут надо иметь характер, упорство и, конечно, тут следует уповать на «его величество случай». А уж если тебя начали снимать в эпизодах, то после этого очень трудно подняться рангом повыше.
Творческий путь Клавдии Козлёнковой в кино сродни пути таких же героев эпизода, какими были Николай Сморчков, Валентина Ананьина, Александра Данилова, Валентина Березуцкая. Эти ломовые лошади культуры везли воз нашего кино долго и безропотно, десятилетие за десятилетием, не сетуя на свою кинобиографию.
Работа в эпизоде, когда имя актёра даже не всегда попадает в титры фильма, это маленькая лепта в общее дело, и она исполнялась актёрами с усердием, чтобы красочки кино играли на солнце всеми оттенками, чтобы красиво ткалось кинополотно.
Актриса попала в кино случайно, с улицы. В кинофильме Л. Лукова «Это было в Донбассе» она сыграла эпизодическую роль гимназистки. Это было ещё в 1944 году. После школы Клавдия поступила в институт иностранных языков, где штудировала итальянский язык. Но мысли об актёрстве не отступали, и девушка поступает в школу-студию МХАТ, и проучившись там пару лет перешла в театральное училище им. Щукина.
В итоге Клавдия так и не прибилась ни к какому театру, зато стала активно сниматься в кино, исполняя маленькие роли.
Когда изучаешь её кинобиографию, то просто утопаешь в списке сыгранных ею ролей или, точней сказать, её киноявлений в кадре. Актриса мелькает в фильмах «Кубанские казаки», «Анна на шее», «Верные друзья», «Иван Бровкин», «Екатерина Воронина», «Колыбельная», «Морозко», «Вечный зов», «Тени исчезают в полдень», в эпопее про Анискина, в шукшинских «Ваш сын и брат» и «Странных людях». Список киноучастий актрисы растянулся на долгие 60 лет!
Были роли с длинными репликами, как в «Тридцать три», где актриса играет горничную в гостинице. Это она говорит: «У нас «Интурист». Меня это не касается, мне велели — я и поселяю». Очаровательная дворничиха в «Усатом няне» тоже разговаривает в кадре. Но всё же больше мы видим молчаливое, красивое русское лицо актрисы.
Правда пару раз актриса подошла к большим ролям. Но оба раза словно какой-то злой кинотролль мастерски нажал на стоп-кран.
В 1965 году Клавдии Козлёнковой наконец дали главную роль знатной ткачихи Галай в фильме «Удивительная сила». Её прототипом была Герой Соцтруда Валентина Гаганова, которая побила все рекорды в прядильно-ткацком деле. В итоге фильм сняли, но его так никто и не увидел. Что-то там напортачил режиссёр и такую железно проходимую картину закрыли.
Второй раз актриса подошла к главной роли в 1990 году, когда сыграла няню в экранизации бунинского рассказа «У истока дней». Роль получилась замечательной, как и весь фильм, который получил международные призы, но у нас в стране до проката дело не дошло. Фильм канул в Лету. Во многом показ не состоялся из-за смерти режиссёра картины Сергея Голушкина.
Муж Клавдии Прокофьевны, писатель Евгений Павлихин, написавший много интересных книг, пытался помочь жене и написал сценарий по собственной повести о жизни геологов, где он видел свою Клавдию исполнительницей главной роли. Но сценарий так и не нашёл своего режиссёра.
Но всё же актриса дождалась своего звёздного часа. Он наступил, когда она сказала с экрана: «Хорошо иметь домик в деревне!» в первой рекламе одноименного молока.
Вот так бывает: сотня киноролей актрисы не принесли ей успеха, а 15-ти секундный ролик сделал известной на всю страну.
Клавдия Прокофьевна много работала на дубляже картин. Она озвучила большое число польских, узбекских, французских и немецких фильмов.
Её красота часто пряталась за платками, шалями и иной мудрёной одеждой. И высокие красивые с изломом брови, подчеркивающие выразительный взгляд больших глаз, правильные черты лица часто являлись зрителю не во всей красе.
Актриса снималась в кино до самого ухода из жизни в 2005 году. В памяти зрителей остались её деревенские женщины, соседки, подружки главных героинь, матери и бабушки. Светлая память актрисе.