Юрий Дубровин, уроженец скромного городка Ряжск в Рязанской области, поступил во ВГИК в 1957 году. Это было волшебное время для отечественного кино: началась оттепель, появилось новое поколение блестящих актеров и режиссеров, а Юрию Дмитриевичу еще и повезло попасть на актерско-режиссерский курс Михаила Ромма (его заканчивали, например, Андрей Тарковский и Василий Шукшин). Первую роль с упоминанием в титрах Дубровин сыграл в драме Станислава Ростоцкого «На семи ветрах», а роль, после которой на него обратили внимание — в «Живых и мертвых», классической военной драме Александра Столпера по роману Константина Симонова.
В том же 1963 году, когда прошли съемки этой картины, он переехал в Киев и стал штатным актером студии имени Довженко. Впереди у него было множество ролей — и эпизодических, и довольно больших, причем сыгранных не только в фильмах, снятых на главной украинской студии. Он появился в экранизации повести Юлиана Семенова «Пароль не нужен» о юном разведчике Всеволоде Владимирове (будущем Максиме Исаеве и Максе-Отто фон Штирлице), в детективе о поисках фашистского провокатора «Особое мнение», в биографической драме о герое Гражданской войны «Сергей Лазо». А потом — в «Проверке на дорогах», «На войне как на войне», «Даурии», «Буднях уголовного розыска», «Как закалялась сталь», «Думе о Ковпаке», «Двадцати днях без войны», «Королях и капусте», «Дикой охоте короля Стаха», «Влюблен по собственному желанию», «Узнике замка Иф», «Криминальном таланте»…
Вот только главных ролей было совсем немного. Конечно, его называли «королем эпизода», но это звучало скорее как утешение. Среди самых больших его хитов — «Д’Артаньян и три мушкетера» и «Зеленый фургон». Но в первом он играл Ла Шене, а во втором — красноармейца Федоркова, персонажей, которых с ходу вспомнят далеко не все. Рассказывают, что однажды Дубровин давал интервью в Доме кино, мимо проходила Татьяна Самойлова, задержалась, прислушалась и спросила: «Простите, вы актер?» Он ответил: «Я неудавшийся актер!» «А по-моему, вы очень большой актер!» — заметила Самойлова.
Что ж, в его биографии была как минимум одна главная роль в шедевре — в «Окраине» Петра Луцика (1998), злой и блистательной сказке о мужиках, решивших вернуть себе землю, отобранную олигархами и «новыми русскими». Конечно, «народным» фильмом у «Окраины» стать не получилось, но она существует, и Дубровин, как и прочие актеры, в ней великолепны.
Последние его годы были омрачены болезнями — у него случилось два инсульта, после которых он с трудом восстановился. Однако левая рука оставалась парализована, он плохо ходил, часто падал на улице («Люди поднимали меня. Проходят мимо, я кричу: «Помогите!» — и никогда не отказывали»). Жил в Киеве на небольшую пенсию, ему помогал сын-священник, живущий в Германии — в 2014 году Юрий Дмитриевич переехал к нему в Мюнстер. 4 декабря 2022 года актер ушел из жизни на 84-м году жизни.