Главную роль Новосельцева в фильме Эльдара Рязанова «Служебный роман» стремился получить известный советский актер Олег Басилашвили. Режиссер дал ему роль в фильме, но совсем другую – главного антагониста в лице Юрия Григорьевича Самохвалова. Позже актер согласился с правильным выбором актеров Эльдаром Александровичем.
У героя Басилашвили возникают платонические отношения с Ольгой Петровной Рыжовой, великолепно сыгранной Светланой Немоляевой. И Немоляева, и Басилашвили собирались сниматься в предыдущем фильме Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром!». Но у Олега Валериановича умер отец, поэтому он уехал перед самым началом съемок, а Немоляеву не утвердили на роль. Зато оба попали в новый фильм режиссера. Линия Самохвалов – Рыжова создана в противовес любовной линии главных героев.
Главную роль Эльдар Александрович отдал Андрею Мягкову, ставшему звездой кино после выхода «Иронии». Режиссеру нужно было изменить внешность актера, так как Мягков у зрителя ассоциировался с предыдущей ролью Лукашина. Тогда и придумали очки, усы и оригинальную прическу. Но главную роль в создании нового образа, конечно же, сыграл талант.
В фильме должна была быть и третья любовная линия между секретаршей Верочкой в исполнении великолепной Лии Ахеджаковой и ее супруга в лице Александра Фатюшина. Отношения между ними напряжены, и супруг пытается их восстановить. Однако времени на эту линию по хронометражу не оставалось, и в фильм вошли только несколько разговоров между героями.
Перед съемками Эльдар Рязанов поговорил с главным режиссером Ленинградского театра имени Ленсовета Игорем Владимировым и уговорил его отпустить на съемки актрису театра Алису Фрейндлих, которая была его супругой. Для актрисы придумали прическу с зализанными волосами и большие очки в роговой оправе.
Режиссер использовал для убедительной атмосферы в учреждении, где происходят события, интересный прием. Отсняв общий план, Эльдар Александрович, объявил перерыв, но оператора попросил камеру не выключать.
Актрисы за своими столами стали прихорашиваться, одалживая помаду. Этот общий план получился очень убедительным. И Рязанов поставил его в фильм. Кстати, на рабочих столах сотрудников учреждения лежали электронные вычислительные машины «Элка» из Болгарии. Это своеобразные прототипы современных калькуляторов, которые достали для того, чтобы подчеркнуть, что в Советском Союзе к статистике относятся очень ответственно.
Интересная сцена с «воскрешением» Бубликова снята Рязановым с импровизацией. В какой-то момент Петр Иванович понял, что его «хоронят» с подачи активистки — бухгалтера Шуры, и начинает догонять ее в коридоре учреждения.
Рязанов заранее подсказал актрисе, как действовать: она внезапно остановилась, бросилась на шею к Бубликову и закричала «Да здравствуйте живой товарищ Бубликов!». Под общие аплодисменты Петр Щербаков стушевался и сказал Шурочке: «Спасибо Вам…». Отличная спровоцированная режиссером импровизация не попала в фильм.
Большая часть сцен фильма «Служебный роман» снимали в помещении. Чтобы у зрителя не сложилось впечатление просмотра телеспектакля, Эльдар Рязанов отснял несколько видов на улицах Москвы. 20 сентября неожиданно выпал снег и съемочная группа как раз его сняла.
Именно после этого у Эльдара Александровича возникли строки «У природы нет плохой погоды». Позже он написал стихотворение, композитор Андрей Петров – музыку. И получилась прекрасная композиция.
Андрей Мягков, прочитав текст песни, не зная автора слов, раскритиковал эти строки, сказав, что композицию ни в коем случае не нужно ставить в фильм. В ответ Рязанов довольно оригинально отомстил актеру – он написал для него роль в своем следующем фильме «Гараж» практически без слов – у героя Мягкова по сценарию сильно болело горло.
За первый год фильм «Служебный роман» посмотрело 60 миллионов зрителей, которые этот шедевр Рязанова очень полюбили. А журнал «Советский экран» признал это кино – лучшим фильмом 1978 года. Андрей Мягков и Алиса Фрейндлих были признаны лучшими актерами этого года. Олег Басилашвили, Лия Ахеджакова и Андрей Мягков получили Государственные премии СССР. Такие же премии получили автор сценария Эмиль Брагинский, режиссер Эльдар Рязанов и оператор Владимир Нахабцев.