Вия Артмане – одна из немногих популярных советских актрис, которая удостоилась звания народной артистки СССР. Её путь к славе был долгим и тяжелым, а финал жизни несправедлив. Но, не привыкшая сдаваться, она добилась самого главного: народной любви и почитания зрителей!
Свою последнюю роль Вия Фрицевна сыграла в 2003 году, представ в образе Екатерины II. Шикарная, с царственной внешностью, она умела в любой роли быть естественной. И этот образ также стал стопроцентным попаданием в цель. Она действительно была Императрицей! Во всем и всегда!
Детство Алиды — именно такое имя получила Вия Артмане при рождении — нельзя назвать счастливым. Малышка родилась в небольшом латышском селе Кайве Тукумского края. Мать, Анна Заборская, была полькой, отец, Фрицис Артманс — зажиточным прибалтийским немцем.
Родители Фрициса были против связей сына с батрачкой, но тот нарушил их запрет и повел Анну под венец. К сожалению, до рождения дочери он не дожил 4 месяца. Анна была беременна, когда случилась трагедия. Фрицис хотел помочь ей достать ведро воды, но крыша колодца обрушилась, смертельно придавив мужчину. Ему было всего 19 лет.
После его смерти Анне приходилось скитаться по чужим углам и батрачить у зажиточных людей. Ей казалось, выйди она замуж вновь, их с дочерью жизнь наладится, но этого не случилось. Новый муж оказался жестоким человеком, пил и поднимал руку и на жену, и на падчерицу.
В 10 лет Алида пошла работать. Маленькая худенькая пастушка вставала чуть свет, чтобы до солнышка успеть выгнать стадо коров. За это ей платили, но денег едва хватало на хлеб.
Через пять лет Анна решилась убежать от мужа-деспота и увезла Алиду в Ригу. Здесь женщина устроилась работать поломойкой в радиовещательную организацию, дочь стала ее первой помощницей.
В Риге беглянки поселились в крохотной комнатушке под самой крышей многоэтажного дома. Их комната больше походила на чердак, а вместо стола приходилось использовать чемодан, но они и этому были рады.
Алида с детства мечтала наказывать злых людей и оправдывать добрых, для чего даже читала специальную литературу и готовилась стать адвокатом. Но одновременно с этим думала и о театре.
Поэтому сразу же после окончания школы поступила в драматическую студию при Художественном академическом театре им. Я. Райниса. Получив диплом, пришла служить в столичный театр. Начав выступать на его сцене, поменяла свое имя на более звучное — Вия.
Все те, кто знал эту красивую блондинкой с величавой осанкой, были уверены: актриса голубых кровей. Вия смеялась, рассказывая, что уточненные манеры и умение изящно двигаться она просто подсмотрела у богатых хозяев дома, где батрачила ее мать. Что, впрочем, отнюдь не лишало её саму того самого благородства и отношения к жизни.
Вия Артмане 50 лет отдала Рижскому театру, превратившись в местную легенду. Ей доверяли ведущие роли героинь классического репертуара, но сама она грезила об образах современниц. Такую возможность ей мог дать только кинематограф.
Первая же роль в картине «После шторма» сделала 27-летнюю артистку узнаваемой и любимой не только зрителями, но и режиссерами. Они стали приглашать ее в свои картины.
Актриса была прекрасна во всех ролях: и крестьянки Оны в «Никто не хотел умирать», и в роли императрицы в «Золотом веке». А как она была хороша в образе Джулии Ламберт в экранизации Моэма «Театр».
Критики и сегодня сходятся во мнении, что филигранно вписанная в образ Джулии женская сущность стала вершиной кинематографии Вии Артмане, в какой-то степени ее исповедью.
Музыка Раймонда Паулса, с первых же кадров приводящая в трепет. Отменный актерский состав с Гунаром Цилинским и Иваром Калныньшем. Ее «Театр» — это шедевр, который можно смотреть бесконечно.
Ощущение естественности и правды жизни всегда было там, где появлялась эта талантливая актриса. Фильм «Родная кровь» стал классикой советского кинематографа.
Вие удалось сыграть на экране настоящую любовь. Любовь, которая дается от Бога! Которая действительно бывает один раз в жизни и навсегда! Как жаль, но личная жизнь актрисы, по ее признанию, не была счастливой.
Она вышла замуж не по любви за коллегу по сцене Артура Димитерса. Уже после его смерти она скажет: «Он не был таким, о каком я мечтала, и кого я бы хотела иметь рядом, но я смирилась».
Супруг был душой компании, заводилой и любимцем публики. Его много снимали, он был востребован в театре. Вот только на семью его не хватало. После спектакля Вия спешила домой, где ее ждал неприготовленный ужин, гора неглаженого белья и грязной посуды, а муж не имел привычки даже сходить за хлебом.
Все 27 лет семейной жизни, до самой его кончины артистка задумывалась о разводе, но ради детей делать этого не стала.
Когда дочери актрисы исполнилось 30, Вия Фрицевна призналась: ее отцом был Евгений Матвеев, партнер по фильму «Родная кровь».
«Врачи сказали, что мама умирает. Она подозвала меня и попросила рассказать тайну сестре. Что её родной отец советский актёр Евгений Матвеев,- вспоминал в одном из интервью Каспар, сын Вии.
Как жаль, что такими трудными оказались ее последние годы. После смерти Димитерса на актрису свалились несчастья одно за другим. В родной Латвии она подверглась гонениям из-за того, что не говорила плохо про Россию и снималась у русских режиссеров.
В театре для нее больше не было ролей. У нее забрали квартиру и по закону о реституции передали потомку бывшего владельца. Но актриса не предала свою малую Родину, хотя в Москве ей предлагали квартиру. Она уехала на утопающую в цветах дачу, чтобы провести здесь свой остаток жизни.
В 2008 году после третьего инсульта Народная артистка СССР скончалась. Перед смертью Вия приняла православие и вновь сменила имя, став Елисаветой.
Последними словами великолепной актрисы и удивительного человека Алиды-Вии Фрицевны Артмане были: «Не плачьте по мне. Такова жизнь».