Звезда российского кино Олег Меньшиков заявил о себе в индустрии еще в юные годы и лишь укреплял свои позиции среди главных актеров своего времени. Проект за проектом, он тщательно выбирал каждую роль и сыграл далеко не в одном фильме, которые затем стали культовыми. Однако в карьере артиста были и промахи: удалось ли им пошатнуть репутацию Меньшикова?
Аспирант Костя, «Покровские ворота»
Фильм Михаила Козакова вовсе не был дебютом Меньшикова в кино, но именно роль Костика Ромина принесла молодому актеру невероятную популярность. Звезду выбрали из 19 претендентов, и тот продемонстрировал сложный трагикомический талант.
Митя из НКВД, «Утомленные солнцем»
Михалкову удалось создать сценарий картины всего за три недели, а Меньшикову — преобразиться в кадре и представить на экране радикально иной образ. Герой как будто из фильмов нуар в плаще и с сигаретой оказался куда более сложным и утонченным, чем предыдущие амплуа Меньшикова. За эту роль он удостоился государственных наград, а сам считал ее переломной в карьере.
Врач Алексей, «Восток-Запад»
Для Меньшикова работа в драме Режиса Варнье стала настоящим вызовом: фильм снимали на французском языке, который для актера был абсолютно чужим. Многие реплики ему приходилось разучивать как песню с верными интонациями, чтобы не выглядеть в кадре фальшиво. Помимо звезды, в картине также сыграли Катрин Денев, Сергей Бодров, Сандрин Боннэр и Татьяна Догилева. «Восток-Запад» в итоге раскрыл миру профессионализм Меньшикова, а лента завоевала премию «Сезар».
Эраст Фандорин, «Статский советник»
Режиссерский эксперимент Филиппа Янковского собрал на съемочной площадке Никиту Михалкова, Михаила Ефремова. Константина Хабенского и Владимира Машкова, однако в центре всегда был Олег Меньшиков, который к тому моменту уже сам был звездой первого эшелона и с легкостью мог тягаться в кадре с такими гигантами индустрии.
Актер примерил образ легендарного детектива Эраста Фандорина, причем Янковский уверял, что никакого фильма не получилось бы без его главной звезды: Меньшиков воплотил на экране одиночество, сложную натуру Фандорина, который разрывался между долгом и честью.
Однако в карьере Меньшикова были неудачные проекты. Где-то актер не попадал в образ, но иногда и сами фильмы не дотягивали до своей звезды.
Остап Бендер, «Золотой теленок»
Кажется, эта экранизация плутовских приключений великого комбинатора канула в историю и полностью избежала внимания зрителей. Молодому актеру пришлось конкурировать сразу с Андреем Мироновым и Арчилом Гомиашвили — и он проиграл. Несмотря на талант, Олег выглядел невыразительно, а его харизма трикстера раскрылась лишь в поздние годы карьеры.
Сыщик Яков Гуро, «Гоголь»
Для Меньшикова роль детектива была желанной: актер решился на эксперимент, потому что верил в потенциал смелой попытки вписать Гоголя в его же фольклор. Актер появился в образе утонченного и эксцентричного сыщика, который должен был составить достойную партию болезненному Саше Петрову в стиле Эдгара Аллана По.
Но трилогия фильмов оказалась слишком неровной, иногда дешево выполненной и совсем не заинтересованной в том, чтобы достойным образом раскрыть потенциал Меньшикова, который мог многое предложить загадочным историям.