Олег Иванович Янковский родился 23 февраля 1944 года в семье царского офицера, штабс-капитана Семеновского полка, которого в годы Первой мировой войны наградили Георгиевским крестом.
После Революции 1917 года Иван Янковский служил вместе с однополчанином Тухачевским, за дружбу с которым поплатился – его дважды арестовывали в 1930-м и 1937-м году. Освободили отца будущего актера перед началом Великой Отечественной войны, отправили работать на стройки в Джезказган и Ленинакан. Именно там, в семье у него родились трое сыновей.
Сначала театром увлеклись два старших брата, а младший, Олег, гонял во дворе мяч, только и всего. Других увлечений у него не было.
Война окончилась, семья Янковских перебралась в Саратов. Там Олег Иванович получил аттестат и пошел подавать документы в медицинское училище, но по пути зашел в театральное и с удивлением узнал, что уже зачислен сюда.
Оказалось, что старший брат Николай втайне от родителей сдал экзамены, а потом уступил место младшему, подарив ему «счастливый билет».
В 1973 году, будучи известным широкому кругу зрителей актером, Янковский пришел работать в столичный Театр имени Ленинского комсомола, где недавно начал работать режиссер Марк Захаров.
Их дебют в этом театре состоялся одновременно – Марк Анатольевич поставил музыкальный спектакль «Автоград XXI», где Олег Иванович сыграл главную роль. В это время актер много времени посвящал кино, как раз в тот момент он снимался в «Зеркале» у Андрея Тарковского.
Предложений от мастеров кино хватало. У Владимира Мотыля Янковский снялся в роли декабриста Рылеева в «Звезде пленительного счастья», Эмиль Лотяну дал актеру роль чеховского человека в белом костюме в картине «Мой ласковый и нежный зверь», Тарковскому типаж Олега Ивановича напомнил отца – поэта Арсения Тарковского.
А Захаров увидел в актере печального героя, который умеет многозначительно молчать о том, чего не может сказать, а начав говорить – изъясняется эзоповым языком, который неожиданно понятен любому зрителю.
В 1978 году актер играет Волшебника в фильме Захарова «Обыкновенное чудо», а через год – барона Мюнхгаузена.
Утвердить Янковского на главную роль в фильме «Тот самый Мюнхгаузен» Марку Захарову стоило немалых усилий. Дело в том, что автор литературного первоисточника — драматург Григорий Горин бал против кандидатуры Олега Ивановича, полагая, что он — артист драматического плана, вовсе не комедийного.
Худсовет, в свою очередь, возмутился несоответствием возраста – Янковскому на тот момент было всего 35 лет, а барон – человек немолодых лет, имеет взрослого сына. Да и сам актер сомневался – сможет ли он сыграть тонкую иронию.
Но Марк Захаров ни в чем не сомневался и сумел всех переубедить, заступившись за артиста. По первым отснятым дублям стало понятно, что у Олега Янковского 100% попадание в образ. Другого Мюнхгаузена и представить трудно. Его фразу «Умное лицо – это еще не признак ума» народ принял как афоризм.
В 1980-е годы Янковский снялся в нескольких фильмах Романа Балаяна – «Полеты во сне и наяву», «Храни меня, мой талисман», «Поцелуй». Сотрудничество с Марком Захаровым тоже было продолжено – в 1982 году выходит фильм «Дом, который построил Свифт», а в 1988 году – мрачная пророческая лента «Убить дракона».
В начале 90-х в неспокойные для страны и кино времена Олег Иванович ненадолго уезжает во Францию, затем вернулся и возглавил фестиваль «Кинотавр», продолжил сниматься в кино и играть на сцене родного театра, который теперь назывался «Ленком».
Олег Янковский в 2000 году снял свою единственную киноленту в качестве режиссера и исполнил в ней одну из главных ролей. Фильм «Приходи на меня посмотреть» стал одним из лучших новогодних фильмов постсоветской России.
В «нулевые» были прекрасные роли актера в фильмах «Любовник», «Бедный, бедный Павел», «Без вины виноватые», «Анна Каренина» и «Царь», а также в сериале «Живаго». Не стало актера после долгой болезни 20 мая 2009 года. Ему было 65 лет.