Альберт Филозов часто играл интеллигентных и мечтательных героев, он и сам был одним из таких людей, и его называли «человеком в футляре» за тихий характер и склонность держаться в тени. Но это не значит, что он не был заметен на сцене и экране. На самом деле его персонажи были одними из самых запоминающихся в советском кино.
Образование
Филозов родился в 1937 году в городе Свердловске и рос без отца, которого арестовали по политическим мотивам. Его мать работала киномехаником в местном кинотеатре, и именно там у Филозова появилась любовь к кино. Он часто часами смотрел фильмы, вглядываясь в каждую деталь и изучая, как двигаются и говорят актеры.
Повзрослев, Филозов понял, что хочет стать частью этого мира, создавать персонажей, которые бы покоряли сердца зрителей. Но он был застенчивым человеком, и мысль о выступлении перед другими людьми приводила его в трепет. Тем не менее, он нашел в себе волю вступить в местный драматический кружок, где и обнаружился его природный актерский талант.
Именно во время выступления в драмкружке Филозова заметила комиссия из Школы-студии МХАТ. Они искали в провинции молодые таланты и увидели в Филозове нечто особенное. Несмотря на сомнения и неуверенность он уволился с завода, где работал токарем, и стал студентом Школы-студии МХАТ, где отточил свое мастерство и выработал свой собственный уникальный стиль актерской игры.
Карьера
По окончании учебы Альберт Филозов начал свой творческий путь в престижном театре им.Станиславского. Его талант вскоре принес ему роли и в других театрах города.
Активно сниматься в кино актер начал, когда ему было уже за 30, получив главные роли в фильмах «Вид на жительство», «Тихоня», «Великий укротитель», «Расмус-бродяга». Персонажи Филозова часто были тихими и неяркими, однако они обладали глубиной и сложностью, которые притягивали зрителей. Многим особенно запомнились его герои в таких фильмах, как «Вам и не снилось» и «Мэри Поппинс, до свидания!».
Благодаря преданности своему ремеслу, он сыграл более чем в 160 кинопроектах за всю свою карьеру. В 1994 году получил звание народного артиста.
Несмотря на свой успех в актёрской профессии, Филозов оставался скромным и непритязательным человеком. Он совершенно не стремился быть в центре внимания, предпочитая, чтобы его работа говорила сама за себя.
В 90-х он делился своим мастерством с начинающими актерами во Всероссийском государственном институте кинематографии и Российской академии театрального искусства.
О личном
В жизни актёра было три брака. Первый состоялся с анестезиологом Лидией и был недолгим. Затем он связал себя узами брака с Аллой, театроведом ГИТИСа. С ней у него в 1968 году появился сын Андрей. Супруги прожили вместе два десятилетия, а потом их брак распался из-за другой женщины.
Во время съемок очередного фильма 49-летний Филозов познакомился с Натальей Стоцкой, которая работала ассистентом режиссера. Несмотря на разницу в возрасте 20 лет они полюбили друг друга, и Наталья бросила своего итальянского жениха — юриста. А Филозов не сразу развелся с женой, и решился на это только, когда оказалось, что Наталья в положении. Они расписались и скрепили свой союз в церкви.
В 1994 году у них родилась первая дочь Настя, а спустя 4 года — Анна.
У супругов долго не было своего жилья, и Филозов много работал, чтобы обеспечить семью. Он обожал жену и дочек, проводил с ними все свободное время, а чтобы дети росли на свежем воздухе, он в Подмосковье построил дачу. А на долгожданную трехкомнатную квартиру он смог накопить лишь в 74 года.
Их совместная жизнь была наполнена радостью, пока Филозов не получил разрушительное известие о том, что у него рак. Хотя он мужественно боролся с болезнью, она вернулась, и прогноз был мрачным.
В тот момент когда Наталья узнала, что лечение бессмысленно, она неожиданно испугалась и не позволила мужу вернуться домой из клиники. Она сказала, позвонившим ей коллегам актера, приблизительно следующее: «Как, куда я его возьму, я не выдержку этого». Это поразило всех окружающих. О причинах такого её решения ходят споры до сих пор, как говорили коллеги актера, у нее давно было не все в порядке с психикой.
В итоге Филозов переехал в дом к своему сыну от предыдущего брака, который был с ним до конца. Его бывшая жена уступила свою комнату и на время переехала к подруге. Даже в последние минуты жизни Филозов работал над своими мемуарами, диктуя их сыну. Они редко общались, и эти последние дни актера провели вместе.
Дочери также навещали его во время болезни и подружились со своим старшим братом. За эти дни Филозов успел подписать все бумаги на недвижимость, завещав ее своей последней семье. А жена пришла лишь проводить его в последний путь и в своей речи попросила у всех прощения.
Альберт Филозов скончался в апреле 2016 года, ему было 78 лет. Свое упокоение он нашёл на Ваганьковском кладбище, но прошло немало времени, прежде чем в память о нем был установлен памятник. Театр «Школа современной пьесы» хотел помочь, но не смог договориться с его вдовой. В 2021 году вопрос был решен, но личность того, кто финансировал и устанавливал памятник, остается загадкой.