45 лет назад, в 1977 году, состоялась премьера сказки «Принцесса на горошине». Главную роль в ней сыграла 15-летняя Ирина Малышева, для которой фильм стал пятым в карьере.
Дебютировала она в 14. И сразу — у Сергея Соловьева. В картине «Сто дней после детства» Соловьев предложил ей роль Сони Загремухиной. Эта лента да «Принцесса на горошине», пожалуй, так и остались главными в карьере актрисы. Хотя в фильмографии ее — десятки работ и немало главных ролей, правда, фильмы эти, что называется, «проходные».
Постепенно Ирина Малышева просто исчезла из поля зрения. Если кто-то и говорит об актрисе, то исключительно о ее странных романах, которыми она прославилась больше, чем фильмами.
«Какой ребенок?! Ты с ума сошла!»
Первая осознанная любовь накрыла юную актрису как раз на съемках у Соловьева. Сам режиссер тогда влюбился в героиню № 1, которую играла Таня Друбич, на 16 лет моложе его (потом они поженятся, родят дочь, но брак окажется непрочным). Ира же потеряла голову от сценариста Александра Александрова. Их разница в возрасте составляла 14 лет.
После съемок ее взаимоотношения с Александровым продолжились. Он не хотел расстраивать девочку и просто читал ее наивные письма, в которых Ира делилась своими радостями и бедами. Когда она подросла, они стали встречаться и подолгу разговаривали о кино, литературе, смысле жизни.
А потом Ирина настояла на близости. Поссорившись с матерью, перебралась к Александру. Но быстро поняла, что влипла. Мало того, что мужик был разведенным, немолодым, лысеющим, так еще и уходил в многодневные запои. Кроме того, поколачивал девушку. Но выпускать ее из своих сетей уже был не готов. Ирина то уходила от него, то возвращалась. Обрубить раз и навсегда эту связь она не могла. Вернее, не умела. А он, пользуясь ее неопытностью, всякий раз просил прощения.
Только поняв, что забеременела, Малышева не на шутку испугалась. Пришлось обо всем рассказать матери. Та встала на дыбы. «Какой ребенок?! Ты с ума сошла! От алкоголика?!» — кричала она. И повезла Иру в Подмосковье. На криминальный аборт.
Истерики, битье посуды, драки
Больше Малышева не беременела: аборт был первым, ранним. Да еще не понятно как сделанным.
Почему же Ирина, дочь интеллигентных родителей (папа — заместитель главного конструктора в бюро Туполева, профессор, мама — выпускница Гнесинки, певица хора), занимавшаяся в престижных школах и приученная с ранних лет к искусству, решила пойти по такому трагичному пути?
Александров не был красавцем. Вместе они смотрелись как отец и дочь, чего оба страшно стеснялись. Отношения были крайне неровными. Сегодня сказали бы: токсичными. Причина крылась не только в образе жизни сценариста, но и в… семье самой Ирины. Несмотря на всю интеллигентность профессий родителей, вели они себя на редкость неинтеллигентно и без скандалов не могли сосуществовать.
«Я не понимала, почему они постоянно воюют, — рассказывала Малышева. — В любой момент мог начаться скандал с истериками, криками, битьем посуды, драками. Мать упрекала отца, что отдала ему всю жизнь, пожертвовав собой, а он этого не ценит (позже в том же самом она обвиняла меня). Мать провоцировала отца на конфликты. А я убегала из квартиры и сидела на лестнице, закрыв уши…»
Когда Ире исполнилось 11, родители наконец развелись. И для всех это, вероятно, стало идеальным сценарием. Даром что Ира росла с ощущением, что все мужики — враги. Ведь так считала мама. Десять лет Ирина не общалась с отцом. Пока не поняла, что лучше восстановить отношения.
Режиссер был то нежен, то холоден
Впрочем, на качестве личной жизни это уже не отразилось. Она по-прежнему была, мягко говоря, сложной. А скорее даже — неправильной.
Едва Ира поступила в Щукинское училище, как Элем Климов пригласил ее на пробы фильма «Иди и смотри» (сняться, правда, не пришлось). В тот момент Малышева находилась в состоянии очередной ссоры с Александровым и, воспользовавшись ситуацией, увлеклась режиссером. Зная, что он на 28 лет старше ее. И женат на коллеге, режиссере Ларисе Шепитько.
«Я была настолько влюблена, что ни о чем не думала, только желала ему счастья, пусть и с другой женщиной, — вспоминала актриса. — Удовольствием было встретиться хоть ненадолго. Я летела к нему, словно на крыльях. Знала, что никогда не буду рядом с ним по-настоящему, и ни на что не претендовала».
Роман с Климовым был страшной тайной для всех. Малышева рассказала о нем, когда режиссер уже ушел из жизни. Однако и в этих отношениях актрису преследовали выматывающие эмоциональные качели: Климов был то нежен, то холоден. То звонил — и она мчалась к нему на всех парусах. То грубо отталкивал, и Ира возвращалась к пьющему Саше. Не понимая до конца, кого больше любит — режиссера или сценариста. Одно было ясно наверняка: она искала настоящее чувство. Хотела любить и быть любимой. Но ничего хорошего не выходило.
Ответила «Да!», но сбежала из ЗАГСа
В 1979 году 41-летняя жена Элема Климова Лариса Шепитько погибла в автокатастрофе. В тот же день Ирина Малышева на съемках упала с лошади и едва не погибла. «Это знак свыше», — решила она. Да и Климов после трагедии, словно чувствуя свою вину, тут же оставил Ирину. Позже она узнала, что у него — новая пассия.
Малышева вернулась к Александрову. В общей сложности их отношения длились десять лет. Однажды Ирины даже ответила ему «Да!» на предложение руки и сердца. Но потом сбежала прямо из ЗАГСа. Изрядно устав от такого сосуществования (в перерывах каждый ходил «налево»), Ира и Саша приняли решение расстаться навсегда. К тому же он уже нашел новую музу.
В 1990-е Ирина, как многие, оказалась без работы. Продавала вещи, стала риелтором, потом перешла на торговлю элитной недвижимостью и, кажется, преуспела. Кино она оставила себе в качестве хобби. В последний раз снялась 11 лет назад. Ей тогда стукнул полтинник. Но, говорят, и сейчас, в 61 год, Ирина Валентиновна выглядит достойно.
Только кино и театр ее уже совсем не интересуют. И с мужчинами по-прежнему не везет. Все время выбирает «одних и тех же»: женатых, ревнивых, авторитарных. Несколько лет была счастлива с Романом, который подарил наконец любовь и заботу. Но, кажется, сегодня Ирина Валентиновна снова одна. Защищает бездомных животных, собирает деньги на приюты для собак и кошек, выступает против их истребления. А может, и это уже в прошлом?
Так или иначе, актриса ни о чем не жалеет. Все в жизни она делала осознанно. По собственной воле. А жалеть о прошлом — разве это продуктивно?..