Ее первый гонорар — хлебный паек. Первый театральный этюд — изображение трансмиссии. Первая леди советского кинематографа, отказавшаяся от роли Анны Карениной, предложенной голливудским продюсером, завершила свою творческую карьеру, воплотив образ Софьи Толстой.
Актриса Тамара Макарова сыграла в кино около тридцати сильных ролей и выпустила из ВГИКа не одну настоящую звезду.
Но в жизни ей досталась куда более сложная и неоднозначная роль… Роль обманутой жены.
Человеческие судьбы порой удивительным образом переплетаются. Становятся будто бы одним целым. Особенно часто это случается с супругами. Люди действительно не могут жить друг без друга, но при том один из них постоянно причиняет боль другому.
Так случилось с замечательной актрисой Тамарой Макаровой и талантливым режиссером Сергеем Герасимовым.
Встреча с будущим супругом
Перед тем, как стать актрисой, Тамара Макарова была балериной. Окончив трудовую школу второй ступени, Макарова поступила в мастерскую Николая Фореггера. Творческие задания затруднений не вызывали. Имея за плечами балетную школу, отчего бы не представить в пластическом этюде трансмиссию, а на экзамене не изогнуть соболиную бровь, изобразив «гордость и презрение».
А чарльстон в эстрадной миниатюре «Модистка и лифтер» привлек к молодой актрисе внимание b будущего мужа — Сергея Герасимова.
Однако роман у них закрутился не сразу. Они учились в одном заведении, часто пересекались. Чувства между Макаровой и Герасимовым вспыхнули во время съемок картины «Чужой пиджак» (1927).
Это была первая совместная работа Герасимова и Макаровой на съемочной площадке. Тамара сыграла машинистку, роковую женщину, Сергей — агента. Через некоторое время Герасимов пригласил молодую актрису в ресторан, а спустя месяц пара поженилась.
Им было чуть за 18.
Так начался долгий и непростой путь этой неординарной пары.
Говорят, Тамара Федоровна всегда шла на полшага позади мужа. Дескать, никогда себя не выпячивала, уступала ему право быть первым. Похоже, вблизи Герасимова это была единственно возможная мизансцена.
Начало нерушимого брака и постоянной ревности
Первое время они жили скромно, учились: Герасимов режиссуре, Макарова – актерскому мастерству. Потом он снимал фильмы, а она в них играла. В 1943 году уехали в эвакуацию в Среднюю Азию, и там усыновили мальчика, Артура, племянника Макаровой. Его родителей арестовали: отец был в Смольном в день убийства Кирова, а всех, кто там было, арестовали. Потом «взяли» и маму.
Артура воспитывали, как родного сына, но со временем он стал единственным, что удерживало Герасимова и Макарову вместе. Кстати, Артур Сергеевич Макаров стал выдающимся писателем. Он написал киносценарии к таким фильмам: «Колье Шарлотты», «Золотая мина», «Новые приключения Неуловимых». В октябре 1995 г. Макаров был обнаружен мертвым в своей квартире. Его закололи ножом из коллекции приемного отца. Полиции не удалось поймать преступников.
Родных детей у Макаровой не было. Сложно сказать, был ли это сознательный шаг или проблемы со здоровьем. Но доподлинно известно, что своим ученицам Макарова советовала не иметь детей — актриса должна быть безупречна.
Уже в первые несколько лет брака Макарова поняла, что ей придется делить любимого мужа с другими женщинами. Бурные романы будут сопровождать Герасимова на протяжении всей семейной жизни.
Причем режиссер особо никогда не скрывал своих увлечений. Тамара Федоровна знала каждую новую любовь мужа, а с некоторыми снималась в одной картине.
«У нее не было страшных носогубных складок, хищного выражения глаз, губ и отпечатка сожранных людей на лице. Потому что она не боролась за собственного мужа», — говорила про Макарову Анастасия Вертинская.
Внешне супруги казались образцовой парой — знаменитый режиссер и его прекрасная муза-жена. Но лишь близкие друзья знали, что скрывается за показательной «витриной». Только ленивый не говорил за спиной супругов об изменах харизматичного и блистательного Сергея Герасимова.
Герасимов, на которого с обожанием смотрели юные актрисы, не всегда мог удержаться от соблазнов, о чем Тамара Макарова была хорошо осведомлена. Но никогда гордая женщина не опускалась до скандалов с соперницами. О ее сдержанности и самообладании ходили легенды.
Первая леди советского кино никогда не опускала головы, хотя их личную жизнь обсуждала вся богема.
Любови Герасимова
Об увлечениях Герасимова много говорили. У него были отношения с симпатичными молодыми актрисами, был долгий-долгий роман с дамой-секретарем горкома партии. Была мучительная любовь с взбалмошной и своенравной ученицей Нонной Мордюковой.
Причем это была не мимолетная интрижка. Сергей Аполлинариевич даже просил разрешения жениться на Нонне у ее матери. Но та категорически отказала. Мама Мордюковой мечтала выдать дочь замуж за ее однокурсника Славу Тихонова, который был без ума от Нонны. Но та не спешила отвечать взаимностью. Возможно, тогда еще юная Нонна Мордюкова действительно хотела связать свою жизнь с именитым режиссером.
Роман с Нонной окончился после того, как Герасимова вызвали в ЦК и настоятельно рекомендовали или окончательно вернуться в семью, или развестись с Макаровой и жениться на Нонне.
Благоразумный Герасимов выбрал жену. А Нонну даже не стал снимать в «Тихом Доне», хотя сначала намеревался.
Герасимов был влюблен в Светлану Светличную, долго ухаживал за Любовью Виролайнен. Он влюблялся почти в каждую актрису, которую снимал, и редко какой удавалось устоять под его натиском.
Роман Герасимова и Виролайнен длился почти шесть лет. Он был старше нее на 36 лет. Актриса восхищалась его интеллектом, званиями, статусом, талантом. А режиссер видел в ней капризного, взбалмошного и смешного ребенка, которого нужно как можно больше баловать, и привозил из-за границы дорогущие подарки. Они старались скрывать свои отношения, но жили ими. А потом Виролайнен встретила мужчину, за которого захотела выйти замуж, позвонила Герасимову и честно об этом сказала.
Но и она, и все женщины, с которыми сводила Герасимова судьба, знали, что он никогда не оставит жену. Тамара была его судьбой, его семьей, его самым лучшим другом.
Виролайнен вспоминала: «Самое страшное для него было – причинить кому-то боль. Говорил о жене всегда только хорошее: «Какой она была красивой! Бескорыстная, прекрасная, благородная…»
Макарова и Герасимов вместе прошли через многое. Их связывали воспоминания, общие интересы. Сергей Апполинариевич всегда гордился женой, восхищался ее красотой. Даже уже будучи пожилой женщиной, она оставалась невероятно привлекательной.
Они ни в коем случае не подавляли друг друга, как это бывает в актерских семьях. Их таланты нашли способ совместного сосуществования.
Роковая роль
Актеры часто склонны к суевериям, верят в какие-то особые приметы. У них считается крайне неудачным попасть в фильме в сцену смерти, похорон. Как будто бы это предвещает их собственную смерть. Когда Герасимов задумал поставить фильм о жизни Льва Толстого, он решил во всем быть последовательным. И сыграть в картине гибель великого писателя.
Макарова пыталась его переубедить, но безуспешно. После выхода фильма на экраны ничто не предвещало беды. Но с тех пор Тамара Федоровна все время ждала неминуемого, стала бояться. Прошел какой-то год. Герасимов в очередной раз лег в больницу: у него были проблемы с сердцем. Это случалось и раньше, но сейчас ему предстояла операция.
Дело шло на поправку, жена навещала его каждый день. Как вдруг, вызвавшись проводить ее до дверей, Сергей Апполинариевич почувствовал резкую боль. Врачи уже ничего не смогли сделать. Герасимов ушел из жизни.
После 60 лет брака Тамара Макарова не пришла проститься с супругом на похороны! Это вызвало шквал догадок и осуждения.
Вопреки домыслам, на кладбище проводить мужа в последний путь Тамара Федоровна не пришла по самой банальной причине. Не смогла. Кончина Герасимова и так ее подкосила. В день похорон вдова просто не в силах была выйти из дома.
Тамара Макарова осталась одна и прожила еще долгих 11 лет.
Наверняка ей было тяжело и одиноко без любимого и яркого Сергея Герасимова. Но, с другой стороны, она больше не ревновала его.