Комедия Леонида Гайдая «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» — один из лучших советских фильмов.
Поначалу сценарий назывался «Несерьезные истории» и состоял из двух новелл, главным героем которых был студент Владик Арьков. В первой истории он занимался перевоспитанием тунеядца, а во второй готовил к поступлению в институт болван Илью, который мечтал уехать из родительского дома.
Гайдай, прочитав сценарий, внес в него значительные правки, после чего в рукописи появились истории под «Весеннее наваждение» и «Напарник», а также измененная история «Операция «Ы» из польского юмористического журнала, специальная дописанная для троицы в лице Никулина, Вицина и Моргунова.
Дольше всех Гайдай искал исполнителя главной роли. На пробы приходили друг за другом Виталий Соломин, Евгений Петросян, Александр Збруев, Владимир Коренев, Евгений Жариков.
Сначала роль Шурика режиссер отдал Валерию Носику, но потом ему подсказали, что куда лучше с ней справится Александр Демьяненко. После этого Леонид Иович отправился в Ленинград, где лично поговорил с актером, и убедился, что именно Демьяненко действительно справится с образом. Также в северной столице режиссер познакомился с актером Алексеем Смирновым, которому досталась роль того самого тунеядца.
Шуриком главный герой стал по настоянию Гайдая, который решил не экспериментировать с именем Владик, ведь им называли не только Владиславов, но Владленов.
Изначальной у новеллы «Навждение» была другая концовка – Шурик и Лида на следующий день снова едут в трамвае, и за конспектами не замечают друг друга.
Возглавлявший худсовет Иван Пырьев придумал окончательное название фильму, дал положительную оценку сценарию, но выступил против кандидатуры Моргунова, которому, по его мнению, не хватало тактичности в игре. Но режиссер отстоял актера.
Критики поначалу приняли фильм «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» прохладно, назвав его проходной комедией. К тому же они увидели в фильме насмешку над советской милицией и народами Африки. А вот зрители в эту комедию влюбились – за год ее посмотрели больше 70 миллионов человек, что стало на тот момент абсолютным рекордом для советского кино.